КОМЕНСКИЙ Ян Амос - Страница 5

Путь «сословного образования» Я.А. Коменский считал тупиковым и стремился реализовать идею обучения всех детей, независимо от национальности, пола, происхождения и финансового положения, ибо каждый человек имеет право на образование и раскрытие заложенных в нём способностей. Он впервые разделил образовательный процесс на несколько шестилетних периодов, отличающихся друг от друга возрастными психофизиологическими особенностями учеников. Детство – от рождения до 6 лет включительно, отрочество – от 6 до 12 лет, юность – от 12 до 18 лет, возмужание – от 18 до 24 лет. Для каждого из возрастов Я.А. Коменский определил свою ступень образования, включённую в общую систему единого образовательного процесса. Для детей до 6 лет он предлагал материнскую школу, под которой подразумевал дошкольное воспитание под руководством матери. В период отрочества необходимо посещать 6-летнюю школу родного языка в каждой общине и селении. Юноши должны учиться в латинских школах или гимназиях. Для молодых людей в каждом государстве или большой области надлежит открыть академии. Целесообразность данной системы заключалась не только в её обоснованной возрастной спецификации, но и в ряде особенностей. Каждая ступень имела определённое содержание обучения, учитывалась потребность общества в том или ином виде образования, оплата педагогов зависела от «глубины и высоты» преподаваемого материала. Материнская школа оплачивалась семьёй, школа родного языка – местной общиной, гимназия – центральным органом власти, академия – государством. Таким образом, каждая ступень образования в той или иной степени являлась заботой всех и каждого. В материнской школе ребёнок должен получить образные представления об окружающем мире. Основные науки, начатки которых развивались в тот период в ребёнке, – это естествознание, астрономия, география. Эти знания должны были не механически заучиваться, а впитываться в ходе ежедневного общения с окружающим миром и родителями. Ребёнку также необходимо получать элементарные трудовые и хозяйственные навыки, учиться самостоятельно ухаживать за собой. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал Я.А. Коменский, должно было заключаться в выработке у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтения к старшим, послушания, правдивости, справедливости, а главное – любви к Богу и людям. В «Великой дидактике...» ЯА. Коменский выделяет шесть возрастов человека и даёт им краткую характеристику. Человек последовательно является: младенцем, дитятей, юношей, мужем, стариком и дряхлым стариком (все возрастные категории относятся к обоим полам). Тот же процесс роста происходит, с точки зрения Я.А. Коменского, и у «внутреннего человека», кроме последних двух возрастов, т.к. в духовном возрастании не должно быть «стариков» и «дряхлых стариков», которым не под силу «твёрдая пища» и способность развиваться и совершенствоваться. Главными добродетелями воспитанного человека ЯА. Коменский считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Нравственными ориентирами для него были Иисус Христос, Который пострадал за всё человечество и подарил людям возможность вечной жизни, Иов, претерпевший самые страшные лишения ради любви к Богу, и Соломон как образец библейской мудрости.

 



 
PR-CY.ru