КОМЕНСКИЙ Ян Амос - Страница 6

Я.А. Коменский полагал, что процесс воспитания и обучения не изменится к лучшему до тех пор, пока все люди не начнут с уважением относиться к учителю, а учитель не осознает важность своей функции в обществе. Он должен быть образцом для учеников как в общественной, так и в частной жизни. Учитель, с точки зрения Я.А. Коменского, должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым примером добродетелей, которые он должен прививать ученикам, а также человеком образованным и трудолюбивым, безгранично любящим своё дело и по-отечески во всём опекающим учеников. Он должен привить учащимся интерес к знаниям. Одновременно «учитель – проповедник, который знакомит учеников с Откровением Господним». Быть учителем это не столько профессия, сколько призвание. Я.А. Коменский указывал на различие между учителем и воспитателем, вводя понятие «педагогиуса» (учителя) и «педагога» (воспитателя). В 1631 г. Я.А. Коменский издал учебник латыни «Открытая дверь языков» (более точное название – «Врата языков отверстые»), который стал пособием нового типа и принёс Я.А. Коменскому европейскую известность. В нём содержалось 8 тыс. латинских слов, из которых были составлены простые предложения, сгруппированные вначале в небольшие, а затем в сложные и длинные тексты-рассказы о явлениях и событиях окружающего мира. Я.А. Коменский полагал, что «языки изучаются не как часть образования, но как орудие для того, чтобы почерпнуть знания, сообщить их другим». Он стремился показать тесную взаимосвязь действительности, мышления и языка (см. «Предвестник всеобщей мудрости» и «О культуре природных дарований») и считал, что «изучение языков должно идти параллельно с изучением вещей, особенно в молодости, чтобы мы усваивали речь постольку, поскольку мы изучаем вещи, чтобы мы учились выражать мысль постольку, поскольку мы понимаем предметы». Подчёркивая важность родного языка, его органическую связь с умственным и духовным развитием ребёнка, Я.А. Коменский вместе с тем последовательно выступал за право на развитие культуры и языков всех народов, чтобы «всякое дыхание всё более и более хвалило Господа». Около 1633 г. в Лешно Я.А. Коменский написал стихотворные молитвы в качестве приложения к переводу богословского сочинения «Практика благочестия» («Praxis pietatis»). Стремясь к объединению всех наук о человеке и природе и построению целостной картины мира, он выдвинул и прославивший его проект энциклопедической системы знания – «Пансофию». Она была задумана им в эпоху войн и социальных потрясений и должна была кроме создания универсальной системы знаний стать основой для реформирования общества. Хотя Я.А. Коменский не смог придать ей законченный вид, его пансофические идеи получили широкое распространение. Сам термин впервые встречается в книге Франческо Патрици «Новая философия Вселенной» («Nova de universis philosophia», 1591 г.). Хотя Я.А. Коменский и не был единственным «пансофом», т.е. мыслителем, который стремился собрать все знания человечества в единую систему, но никто, кроме него, не сделал так много для её развития и практического применения, в частности, в образовании.

 



 
PR-CY.ru