КОЛУМБА, Колум Килле - Страница 6

Адомнан сообщает, главным образом, о сверхъестественных событиях, поэтому в колофоне писца Дорбене Житие названо «Книгами о чудесах Колумбы» (uirtutum libellos Columbae). Однако агиограф объясняет, что чудеса Колумбы – свидетельство его добродетелей (uirtutum documenta). Внутренняя жизнь святого – тайна, скрытая от людских глаз (sacramenta interius celata; interna quaedam arcana), о ней можно судить только по внешним проявлениям: чудеса Колумбы подобны каплям вина, которые просачиваются сквозь трещины в сосуде. По мнению большинства исследователей, составление Жития Колумбы в конце VII в., когда аббатство Иона и подчинённые ему монастыри утратили контроль над церковью в Нортумбрии, а в Ирландии продолжались конфликты между крупнейшими церковными общинами, вызванные спорами о юрисдикции, должно было подчеркнуть авторитет возводимой к Колумбе традиции ирландской пасхалии. В связи с изоляцией, грозившей аббатству Иона, Адомнан подчёркивал, что монастырь – не убежище схизматиков, а часть Вселенской церкви; его основал великий подвижник и чудотворец, известный всему христианскому миру. Колумба жил на «этом далёком маленьком острове в Британском море», но молва о его подвигах распространилась по всей Европе и достигла даже Рима, «главы всех городов». По мнению Адомнана, слава Колумбы – награда, дарованная ему Богом, Который ни в чём не отказывал святому. В то же время агиограф подчёркивал роль Колумбы в распространении христианства среди англосаксов, которые на синоде в Стренескальке отвергли духовный авторитет аббатства Иона, забыв о заслугах основателя монастыря. Житие Колумбы известно исследователям в двух версиях, восходящих к началу VIII в. Версия А представлена в самой ранней рукописи, выполненной писцом Дорбене (рукопись начала VIII в.). Согласно ирландским анналам, Дорбене (ум. в 713 г.) возглавил монастырь Иона за пять месяцев до кончины (в это время аббатом был св. Дунхад (707–717 гг.). Рукопись, скорее всего, как полагают исследователи, созданная в монастыре, представляет интерес для изучения орфографии ирландских писцов, а также для истории древнеирландского языка. Не позднее середины IX в. рукопись была вывезена на континент; между 845 и 882 гг. в Реймсе из неё был скопирован текст Жития Колумбы. Впоследствии рукопись Дорбене хранилась в аббатстве Райхенау, где в 1621 г. её обнаружил ирландский иезуит Стивен Уайт. По этой рукописи полная версия Жития Колумбы была опубликована Дж. Колганом и болландистами. Версия В представлена тремя рукописями, созданными в XII–XV вв. в епископстве Дарем и восходящими к копии, выполненной для шотландского короля Александра I (1107–1124 гг.). Эта версия Жития использовалась Иоанном из Фордуна и другими шотландскими средневековыми авторами. На версии А основаны краткие редакции Жития Колумбы, созданные на континенте.

 



 
PR-CY.ru