КОЛУМБА, Колум Килле - Страница 3

По мнению исследователей, поэмы Беккана отличаются мастерством стихосложения и в то же время простым и ясным стилем. Каждая поэма состоит из 25 строф (в «Fo réir Choluimb» – четыре строки из семи слогов, в «Последних строфах Беккана» – две строки из двенадцати слогов); строки связаны концевой рифмой; строфы, строки и полустроки – аллитерацией. Новая фраза нередко начинается после цезуры (в поэме «Fo réir Choluimb» цезура после четвёртого слога, в «Последних строфах Беккана» – после четвёртого и восьмого слогов; эта поэма считается ранним образцом размера dechnad cummaisc). Согласно Ф. Келли, особенности языка поэм позволяют датировать их VII в.; другие исследователи предлагали более точные датировки: около 630 или около 640 г. В поэмах Беккана подчёркивается благородное происхождение Колумбы, принадлежавшего к династии И Нейл, но отрёкшегося от мирской славы: «из любви к учению он оставил войны, крепости, колесницы» (ar sheirc léigind lécciss coicthiu, lécciss caithri,/ lécciss cairptiu) и стал «солнечным странником» (изгнанником – gríandae loingsech lécciss la séol selmann cluë). Покинув родину, он отправился в опасное плавание: «храбрец за морским хребтом» (fairrge al druim dánae fer), Колумба «сшивал, поднимал верхушки парусов – мудрец через море, небо его награда» (úagais, brígais benna síuil,/ sruith tar fairrgi, flaith a lóg). Колумба был строгим аскетом, боролся со страстями, проводил ночи без сна на жёсткой постели, занимался физическим трудом. Учёный и мудрец (sruith, eccna, léigind), он «читал чистую премудрость» (légais... suíthe n-óg), «мудрость его уст – слава Британии» (tendál Alban ecnae a béoil). В поэмах говорится о спутниках и последователях Колумбы: «пастырь монахов, судья клириков» (búachail manach, medam cléirech), «солнце монахов» (grían manach), он «освободил монахов от богатств» (ro-sóer a manchu moínib). Колумба назван «благочестивым человеком, которого любил Бог» (ba hé in cresen caras día), он получил от Бога награду: «больше, чем кто-либо может помыслить, сделал для него Царь» (is mó imbrádud la cach / a ndo-rigni airi in rí). Колумба стал заступником за людей, «крепостью» (dún) и «убежищем» (atach): «прекрасная польза – быть под защитой Колума Килле» (is caín mbúaid / buith íar Coluimb Chille cúl). Поэт призывает благословение Колумбы, чтобы спастись от мук преисподней. Слава Колумбы распространилась не только в Ирландии, но и в Британии (Albu) и Арморике (Lethu); имя святого, «благороднее (всех) людских имён» (a n-ainm as úaisliu doínib), «сияло... словно солнце», Колумба «был светом для каждого» (tindis a ainm amail gréin / ba lés i comair cach oín). При жизни Колумбы монахи записывали его изречения и предсказания. Согласно Беде Достопочтенному, «имеются какие-то записи о его (Колумбы) жизни и изречениях, сделанные его учениками», однако сам Беда Достопочтенный их не видел. Исследователи полагают, что в живых оставались лишь немногие очевидцы событий, тогда как насельники Ионы стремились сохранить память об основателе. При аббате Сегене монастырская конгрегация Колумбы процветала: благодаря поддержке правителей из рода Кенел Коналл, родственников Колумбы, были основаны обители в Ирландии; монахи установили дружественные отношения с Освальдом, королём Нортумбрии (634–642 гг.), который почитал Колумбу.

 



 
PR-CY.ru