КОЛУМБА, Колум Килле - Страница 5

Исследователи отмечают, что для риторического стиля Адомнана характерны такие приёмы, как инверсия и аллитерация; используются редкие и экзотические слова, а также авторские неологизмы (особенно диминутивы и абстрактные существительные). По мнению исследователей, Адомнан был знаком с так называемым гесперийским стилем. Тем не менее, согласно Д. Буллоу, он не вполне свободно владел латынью, а круг его чтения был достаточно ограниченным. По мнению исследователей, образцами для сочинения Адомнана были «Жизнь Антония» в переводе Евагрия, «Жизнь Мартина» Сульпиция Севера, Житие св. Германа Автиссиодурского (Осерского), составленное Констанцием Лугдунским, и «Диалоги» папы Римского Григория I Великого (Двоеслова), особенно вторая книга («О жизни и чудесах достопочтенного аббата Бенедикта»), а также «Деяния Сильвестра». Похожий круг агиографических источников использовали ирландские агиографы VII в. Когитоз (Житие св. Бригиты) и Мурьху (Житие св. Патрикия), а также составитель анонимного Жития св. Кутберта. Адомнан отмечает, что он старался использовать только достоверные сведения о Колумбе. Его основным источником была устная традиция – рассказы, переданные старшими монахами (ea quae maiorum fideliumque uirorum tradita expertorum cognoui relatione... his quae auditu ab expertis quibusdam fidelibus antiquis... narrantibus). В некоторых случаях Адомнан прослеживает устную передачу сведений на протяжении почти ста лет, прошедших после описанных им событий. Так, король Освальд рассказал о явлении Колумбы аббату Сегене; при этом присутствовал монах Фальбе, впоследствии ставший восьмым аббатом монастыря Иона (669–679 гг.), который передал сведения Адомнану. Адомнан упоминает и письменные источники (ex his quae ante nos inserta paginis repperire potuimus), подчёркивая, что предание и письменные сведения подтверждали друг друга, но не приводит подробностей. Скорее всего, как полагают исследователи, на письменном источнике основано повествование о кончине святого (некоторые неясные детали в Житии исследователи объясняют тем, что автор неверно понял письменный текст). Исследователи полагают, что основным письменным источником Адомнана была «Книга о чудесах св. Колумбы», составленная Куммене. Структура Жития Колумбы намечена во втором предисловии Адомнана: в начале Жития приведены краткие сведения об образе жизни святого (sanctam eius conuersationem), затем в трёх книгах подробно описаны чудеса Колумбы (de miraculis eius): «пророческие откровения» (profeticas reuelationes), проявления силы Божьей через действия святого (diuinas per ipsum uirtutes effectas), явления ангелов, небесного света и др. (angelicas apparitiones et quasdam super hominem dei caelestis claritudinis manifestationes). В начале первой книги, обобщая содержание Жития, агиограф перечисляет чудеса Колумбы: исцеление больных, воскрешение усопших, победы над демонами, усмирение диких зверей, избавление от опасности в морском плавании, посрамление пиктских друидов (magi); святого посещали ангелы, ему была открыта посмертная участь праведников и грешников. Далее говорится о предсказаниях Колумбы, о присущем святому знании скрытых человеческих помыслов, а также событий настоящего и будущего времени. Во второй книге собраны сведения о чудесах, совершённых Колумбой; в третьей книге повествуется о явлениях ангелов, о чудесном сиянии и др.; в заключительной главе помещено подробное описание кончины святого.

 



 
PR-CY.ru