КОЛОМЕНСКИЙ СТАРО-ГОЛУТВИН В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 9

Одна из панагий была золотая, другая – «синолойная», в гладком серебряном золочёном окладе – вклад епископа Кассиана («владыки Косьяновская»); голутвинский игумен Кассиан упоминается в приписке 1473–1480 гг. в пергаменной «Лествице» Иоанна Синайского (1422 г., Российская национальная библиотека), но, как полагают исследователи, это Рязанский епископ Кассиан, управлявший в 1551–1554 гг. епархией, соседней с Коломной. К числу личных вкладов в монастырь исследователи относят и нательную («воротную») костяную икону «Юрьевская» с резными изображениями Воплощения Пресвятой Богородицы и праздников на створках-затворах. В коломенском Старо-Голутвине монастыре хранились святыни, относящиеся к начальной истории обители. В алтаре собора находился крест «Сергия чудотворца положенья», оставленный, по мнению исследователей, преподобным как благословение обители (он был «синолойный»). В ризнице, устроенной в тёплой церкви Сергия Радонежского, в помещении рядом с трапезной, на первом месте среди облачений хранились «ризы Сергия чюдотворца» ветхие, из белой камки-куфтерь, с оплечьями, вышитыми золотыми и серебряными нитями по атласу. По мнению исследователей, к средневековым древностям могла принадлежать упоминаемая в литературе XIX в. икона преподобного Сергия, написанная на доске от его гроба. А.Б. Мазуров считает, что такая икона могла появиться вскоре после обретения останков преподобного (1421–1422 гг.) и перенесения их в новую раку, но, как полагают другие исследователи, такая икона могла появиться в конце XVI в. Составители писцовых книг Коломны 1577/1578 г. обязательно отмечали реликвии в храмах монастыря, связанные с именем преподобного Сергия (служебный крест и ризы), а указаний на икону, которая имела бы характер «двойной» святыни (по изображению и материалу), у них нет. Исследователям известны иконы на досках от гроба преподобного Сергия, написанные в начале 1590 гг. Служебные сосуды в соборе были серебряными (потир, дискос, звездица, а также лжица, блюда дорные и для «хлебца» Пресвятой Богородицы) и медными, в их числе – два ветхих кадила. В храме имелось большое паникадило, в трапезе – ветхое и медное. Для сосудов предназначались четыре атласных и шёлковых сударя; лицевая плащаница (воздух) была шита по красному атласу шелками. В соборе находились книги, в том числе пять напрестольных Евангелий в тканевых окладах (бархат или шёлк) с металлическими изображениями Святой Троицы, Распятия Господня либо Деисусом с образами евангелистов по углам. Одно из Евангелий было «дано в монастырское село Федосьино» (вложено в монастырь в середине XV в. Феодосией, дочерью сына боярского Толмача). Монастырское книжное собрание (137 рукописей) включало не только служебные и певческие книги, Псалтири, но и такие сборники текстов, как Лествица, Криница, Зерцало, Маргарит, Паринесис, Ефрем, Исаак Сирин, Пчела, «Постригальник и Погребален», а также Прологи и книгу «Преподобных жён житие». «Кануник Мишюрьский» был подарен монастырю братьями Исаией и Варсонофием Мишуриными, книгу «Соборник» вложил некий Антоний. В описании 1577/1578 г. упомянуты вкладчики первой половины – середины XVI в., например, московская семья, из которой происходили государевы дьяки братья Игнатий Дурак и Василий Обрюта Михайловы Мишурины (в монашестве старцы Исаия и Варсонофий).

 



 
PR-CY.ru