КВИЕТИЗМ - Страница 7

Рассуждая о молитвенном соединении души с Богом, Франсуа Малаваль высказывал весьма близкие к квиетизму мысли: душа способна стяжать «постоянный акт» созерцания Бога, который есть «акт веры»; достигнув пребывания в этом акте, она уже не нуждается ни в каких иных добродетелях и не может быть отлучена от Бога. Хотя в общем контексте сочинения «квиетистские» тезисы Франсуа Малаваля сглаживались более пространными традиционными рассуждениями и опорой на католическую мистическую традицию, вне контекста они легко могли быть истолкованы превратно. Наряду с широко известными и неоднократно переиздававшимися сочинениями ведущих представителей предквиетизма в 1660–1680 гг. в Италии и Испании существовало значительное число трактатов локально известных авторов-мистиков, в которых развивались идеи близкие к квиетизму, например: Т. Мальфи «Размышления о внутреннем человеке» (1650 г.), Дж. А. Солацци «Простой способ приобретения безмолвной молитвы» (1675 г.), францисканца Дж. М. Грамальди «Сокровище души» (1673 г.), М. Чиконья «Источник божественной любви» (1678 г.), «Небесная амброзия, или Сладкий хлеб созерцающей души» (1678 г.) и т.п. (после осуждения Мигеля де Молиноса почти все эти трактаты были включены в «Индекс запрещённых книг»). Изобилие сочинений, в которых подробно излагались мистические концепции, впоследствии ставшие неотъемлемой частью квиетистских воззрений, свидетельствует о том, что квиетизм не был чужеродным явлением для итальянской и испанской религиозной среды, но в своей начальной стадии был лишь одним из вариантов мистики созерцательной молитвы. Лишь чрезмерное акцентирование Мигелем де Молиносом и его единомышленниками ряда ранее известных идей, которое было вызвано либо влиянием на квиетистов неких гетеродоксальных мистических движений, либо их личными мистическими интересами и опытами, привело к выделению квиетизма как особого направления в католической мистике, которая подверглась жёсткой критике со стороны Папского престола. Уроженец Испании, Мигель де Молинос провёл детство и молодые годы в Валенсии; там был рукоположён в сан пресвитера. В конце 1663 г. Мигель де Молинос в составе посольства прибыл в Рим по делу о беатификации католического подвижника из Валенсии Франсиско Херонимо Симона (ум. в 1612 г.). И в Валенсии, и в Риме Мигель де Молинос был членом Школ Христа (Escuela de Cristo), религиозных обществ, в которых секулярные клирики и миряне обсуждали и практиковали совместную молитву и другие способы достижения христианского духовного совершенства. Активно участвуя в собраниях и выступая с проповедями, Мигель де Молинос приобрёл репутацию опытного духовного руководителя; у него сложился широкий круг общения, куда входили некоторые представители высшей католической иерархии и знати, интересовавшиеся религиозной мистикой. В 1675 г. для своих последователей Мигель де Молинос издал на испанском языке сочинение «Духовное руководство» («Guía espiritual»); почти одновременно с оригиналом был опубликован итальянский перевод («Guida spirituale»). Трактат Мигеля де Молиноса получил широкую известность; в 1670–1680 гг. он многократно переиздавался и был переведён на основные европейские языки.

 



 
PR-CY.ru