КВИЕТИЗМ - Страница 3

На основании этого документа и других источников исследователи заключают, что алюмбрады развивали учение об умной молитве (oratio mentalis), которая необходима для спасения и которая должна полностью заменить несовершенную словесную молитву. Посредством умной молитвы, по мнению алюмбрадов, человек достигает столь высокого озарения благодатью Святого Духа, что становится способен уже в этой жизни «созерцать божественную сущность и тайны Святой Троицы». Говоря о превосходстве внутренней духовной жизни и полного предания себя Богу, они утверждали, что практикующим молитву человеком руководит непосредственно Святой Дух. Достигший высшего совершенства человек отвращается от любых внешних средств богопочитания: икон, молитв, богослужений, таинств; он не обязан творить добрые дела; даже грех, совершённый «в благодати», не является грехом и не отлучает совершенного человека от единства с Богом. Наиболее существенной особенностью учения алюмбрадов, отличающей его от ортодоксальной католической мистики и сближающей с будущим квиетизмом, исследователи называют представление о том, что для совершенных умная молитва должна полностью заменить церковную жизнь, а также учение о предании себя Святому Духу, в результате чего человек становится покорным инструментом Бога, лишённым какой-либо нравственной самостоятельности. Вопрос о степени влияния взглядов алюмбрадов на формирование испанского и итальянского квиетизма до настоящего времени остаётся дискуссионным и, по мнению исследователей, едва ли может быть окончательно решён на основании имеющихся источников. Предположение о наличии их косвенного влияния исследователи считают весьма вероятным в силу того, что многочисленные и длительные инквизиционные процессы против алюмбрадов делали их воззрения предметом постоянного обсуждения в испанской религиозной среде. В одном из сочинений Мигель де Молинос прямо говорил о знакомстве с учением алюмбрадов; вместе с тем он осуждал их как ложных мистиков и еретиков, вследствие чего встречающееся в литературе представление о Мигеле де Молиносе как последователе алюмбрадов представляет его отношение ко взглядам алюмбрадов, по мнению исследователей, в заведомо упрощённом и неточном виде. Основным источником сведений о предквиетистских и ранних квиетистских группах в Италии исследователи называют справку, составленную 12 апреля 1682 г. кардиналом Франческо дельи Альбицци (1593–1684 гг.), с обзором официальных мер, принимавшихся иерархами католической церкви и Римской курией против квиетистов с 1655 г. Согласно кардиналу Франческо дельи Альбицци, наиболее ранним итальянским предквиетистским религиозным течением, вызвавшим церковную реакцию в виде осуждения, стало движение пелагинов, или филиппинов. Одно из названий они получили по имени вдохновителя движения, миланского мистика Джакомо Казоло (ум. в 1656 г.), взявшего себе имя Филиппо в честь основателя конгрегации ораториан католического св. Филиппа Нери (1515–1595 гг.). Другое название происходит от основанного Филиппо в долине Валь-Камоника (епископство Брешиа) оратория во имя мученицы Пелагии, ставшего центром движения. Около 1655 г. духовным руководителем общины пелагинов, в которую входило до 600 человек, стал пресвитер Марко Антонио Рекальдини из Пизонье (ум. в 1678 г.).

 



 
PR-CY.ru