КВИЕТИЗМ - Страница 2

Вместе с тем на основании анализа источников исследователи выделяют два принципиальных доктринальных пункта, позволяющих исследователям не только исторически, но и идейно отделить квиетизм от иных схожих духовных движений, направлений и школ: учение о «созерцательной», «безобразной», «умной» молитве, предполагающей пассивное переживание человеком воздействующей на него благодати Божьей, и учение о полном самоотречении человека и «чистой любви» к Богу ради Самого Бога, которая является высшей степенью достижимого земного совершенства. Нюансы предлагавшихся внутри квиетизма различных объяснений этих двух его основоположений свидетельствуют как об определённом смысловом согласии, так и о некоторых расхождениях между его основными представителями. При этом, по мнению исследователей, вопрос о влиянии предшествующей богословской и духовно-мистической традиции на представителей квиетизма должен решаться индивидуально для каждого из квиетистских богословов, поскольку нередко сходные религиозные идеи черпались ими из различных источников. Во многом именно различием источников и влияний исследователи объясняют наиболее важные расхождения между испано-итальянским и французским течениями квиетизма. Квиетисты Испании и Италии в большей степени были ориентированы на практическое богословие созерцательной молитвы и мистического соединения с Богом. В значительной мере они опирались на традицию католических мистиков, в число которых входили католический святой Пётр Алькантарский (1499–1562 гг.), францисканец Франсиско де Осуна (ум. около 1540 г.), католический святой Хуан де ла Крус (1542–1591 гг.), католический святой Франциск Сальский (1567–1622 гг.), католическая святая Тереза Авильская (1515–1582 гг.) и др. Французские квиетисты, позаимствовав из итальянского квиетизма его мистическое основание в виде учения о созерцательной молитве, соединили его с идеями христианизированного платонизма (наиболее ярким его выражением в восточном христианском богословии были «Ареопагитики», а в западном богословии – взгляды Августина Блаженного), а в неявной форме восприняли также и некоторые тенденции европейского протестантизма, предложив в качестве альтернативы протестантскому учению о спасении одной только верой учение о спасении одной только любовью к Богу. Для обозначения религиозных идей, которые легли в основу квиетизма, обнаруживающихся как в учении различных и по большей части не связанных друг с другом религиозных групп XVI–XVII вв., так и в ряде сочинений христианских мистиков этого времени, в исследовательской литературе обычно используется условный термин «предквиетизм», предложенный П. Пурра. В качестве религиозного направления, внутри которого впервые в западной христианской мистике были сформулированы некоторые основные положения будущего квиетизма, историки склонны рассматривать возникшее в XVI в. в Испании мистическое движение алюмбрадов. Подробное изложение воззрений алюмбрадов позднего периода содержится в осуждающем их заблуждения эдикте, изданном 9 мая 1623 г. епископом Андресом Пачеко (1550–1626 гг.), великим инквизитором Испании.

 



 
PR-CY.ru