КЛЮНИЙСКАЯ КОНГРЕГАЦИЯ - Страница 10

В X в. большинство монахов были облатами (oblati, nutriti), с детства воспитывавшимися в монастыре. Конверсы, приносившие обеты в зрелом возрасте, нередко были неграмотными и не имели священного сана. Все должностные лица, как правило, пользовались услугами мирян (famuli), имевших семьи и проживавших вне монастыря. Слуги-миряне работали также в гостиницах, на складах, в больницах и т.д. Новициат в Клюни появился только при аббате Гуго I, но до середины XII в. монахов принимали без испытательного срока. В монастырях Клюнийской конгрегации соблюдался бенедиктинский устав. Особенности богослужения, административное устройство и внутренняя жизнь клюнийских обителей детально отражены в «обычаях» (consuetudines), дополнявших и уточнявших устав. Исследователям известны четыре основных трактата о клюнийских «обычаях», представленные в нескольких редакциях и местных версиях; древнейший («Consuetudines antiquiores») был составлен, скорее всего, как полагают исследователи, в первые годы настоятельства Одилона (около 990 г.) и содержит только литургические указания (издано: «Consuetudines Cluniacensium antiquiores». 1983 г.). В источниках, описывающих ранний этап становления Клюнийской конгрегации, подчёркивается, что клюнийцы уделяли особое внимание организации богослужения (о литургических традициях Клюни и других монастырей Клюнийской конгрегации см. в ст. Орденов католических обряды). Сохранились две редакции сборника, которые использовались в аббатстве Сен-Бенинь в Дижоне и оказали влияние на жизнь монастырей в Южной Франции и Северной Италии. Разные аспекты монастырской жизни описаны в «Liber tramitis» («Путеводная книга»; издано: «Liber tramitis aevi Odilonis abbatis». 1980 г., том 10), созданной во второй четветри XI в., при аббате Одилоне, и получившей окончательную форму в 1050 гг., когда трактат был отредактирован для использования в аббатстве Фарфа (долгое время текст считался уставом Фарфы). Больше половины текста занимают литургические указания, однако в «Liber tramitis» приведено также детальное описание функций должностных лиц монастыря, указания относительно одежды и пищи монахов, воспитания облатов и новициев и т.д. «Liber tramitis» оказала влияние на уставные порядки в монастырях Рейнской области и Лотарингии. Другие описания клюнийских «обычаев» относятся ко времени аббата Гуго I. «Consuetudines» монаха Бернарда сохранились в двух редакциях. В первую (составлена между 1060 и 1075 гг.), предназначенную для аббатства Клюни, включены литургический раздел и трактат о монастырских должностях. В 1070 гг. эта редакция использовалась архиепископом Ланфранком при составлении уставных указаний для монахов соборного приората в Кентербери. По мнению Халлингера, вторая редакция, созданная в 1084–1086 гг. под влиянием «Consuetudines» Ульриха, оказала влияние на уставы аббатств Сен-Бенинь в Дижоне, Фруттуария, Зигбург, Санкт-Блазиен (около 1100 г.) и неклюнийских монастырей Южной Германии. По мнению исследователей, на сочинении Бернарда были основаны «Consuetudines» Ульриха (Удальрика; 1080 гг.), монаха из Регенсбурга, который посетил Клюни по просьбе аббата Вильгельма из Хирзау.

 



 
PR-CY.ru