КЛЮНИЙСКАЯ КОНГРЕГАЦИЯ - Страница 5

Вступив в монастырь Клюни (около 990 г.), он занимался воспитанием облатов, а в 993 г. стал помощником аббата Майоля. Он находился в дружественных отношениях с германскими императорами и написал Житие (эпитафию) императрицы Адельгейды (окончательную редакцию исследователи датируют 1024–1026 гг.). Одилон присутствовал при кончине императрицы, передавшей ему монастырь Сен-Виктор в Женеве (999 г.). В 997 г. Одилон встретился в Павии с императором Оттоном III и вскоре благодаря его поддержке добился от папы Римского Григория V привилегии иммунитета от епископской юрисдикции. Отныне епископы и пресвитеры могли совершать таинства в Клюни только с разрешения аббата. Эта привилегия укрепила независимость аббатства Клюни от местных епископов и способствовала защите имущественных прав монастыря. В 1024 г. папа Иоанн XIX распространил привилегии аббатства на всех клюнийских монахов, «где бы они ни жили» (fratres ubicumque positi). В 1016 г. Адальберон, епископ Ланский, с иронией писал о «короле» и «военачальнике» (militiae princeps) Одилоне и воинстве клюнийских монахов. Как и его предшественникам, аббату Одилону предлагали высокие церковные должности: в 1031 г. он отклонил предложение занять Лионскую архиепископскую кафедру. Одилон присутствовал в Риме на коронации императора Конрада II (1027 г.) и Генриха III (1046 г.), активно участвовал в движении «Божий мир»: после Собора в Арле (1041 г.) он отправил итальянским епископам «Послание о Божьем мире». По утверждению историка Радульфа Глабера, принадлежавшего к Клюнийской конгрегации, император Генрих II после коронации (1014 г.) отдал Одилону свою корону, скипетр и подаренную папой Римским державу. Заметную роль в распространении клюнийских «обычаев» в Пиренейском регионе сыграл Олива (около 971 – 1046 гг.), граф Берги и Риполя, ставший в 1008 г. аббатом монастырей Санта-Мария-де-Риполь и Сан-Микел-де-Куша и в 1018 г. занявший епископскую кафедру Вика. Активный последователь движения «Божий мир», Олива основал аббатство Санта-Мария-де-Монсеррат (1025 г.), провёл реформу в монастырях Сан-Микел-де-Флувиа и Сан-Марти-дел-Каниго (Сен-Мартен-дю-Канигу). Под влиянием короля Санчо III Великого, который уважал Оливу и часто прибегал к его советам, клюнийские «обычаи» были введены в крупнейших монастырях Арагона (Сан-Хуан-де-ла-Пенья) и Наварры (Сан-Сальвадор-де-Лейре), а также в монастыре Сан-Сальвадор-де-Онья в Кастилии. В Бургундии, Нормандии, Лотарингии и Северной Италии распространению клюнийского влияния способствовал св. Вильгельм из Вольпиано (962–1031 гг.), ученик св. Майоля, ставший аббатом монастыря Сен-Бенинь в Дижоне. Благодаря его деятельности клюнийские «обычаи» приняли крупные монастыри Северной Франции: Жюмьеж, Мон-Сен-Мишель, Сент-Уан в Руане, Фекан, Фонтенель (Сен-Вандрий) и др., сохранившие независимость от Клюни. Ко времени завоевания Англии герцогом Вильгельмом I (1066 г.) три четверти монастырей Нормандии находились под влиянием Клюни, но ни один из них не был включён в Клюнийскую конгрегацию. В Лотарингии первой клюнийской обителью стал приорат Реланж (епископство Туль). В Италии клюнийские «обычаи» приняли аббатства Фруттуария и монастырь Святой Троицы в Кава-деи-Тиррени близ Салерно.

 



 
PR-CY.ru