КЛЮНИЙСКАЯ КОНГРЕГАЦИЯ

КЛЮНИЙСКАЯ КОНГРЕГАЦИЯ (лат. Ecclesia Cluniacensis, ordo Cluniacensis) – одно из самых крупных монастырских объединений в Западной Европе, возглавляемое аббатством Клюни и возникшее в связи с клюнийской реформой. До X–XI вв. Клюнийскую конгрегацию называли «церковью» (ecclesia) и «объединением» (congregatio). Руководитель Клюнийской конгрегации аббат Пётр Достопочтенный (1122–1156 гг.) использовал также выражения «чин» или «орден» (ordo), «сообщество» (societas) и «тело» (corpus); последние определения были призваны подчеркнуть единство дисциплины и богослужения в монастырях Клюнийской конгрегации, которые представлялись как единое «тело» во главе с аббатом Клюни (Пётр Достопочтенный писал о «теле Клюнийской церкви»). Впоследствии, когда Клюнийская конгрегация приобрела черты монастырского объединения орденского типа, наибольшее распространение получило определение «Орден», которое систематически использовалось в статутах аббата Гуго V (1200 г.). Согласно грамоте об основании Клюни (909 или 910 г.), первым аббатом монастыря был Бернон (ум. в 927 г.), возглавлявший к этому времени несколько монашеских обителей. Эти монастыри перечислены в завещании аббата Бернона: его родственник Гвидон получил Жиньи, Бом (Бом-ле-Муан, ныне Бом-ле-Месьё) и Мутье-ан-Брес с небольшой обителью (cella) св. Лаутена (Сен-Лотен)); настоятелем монастырей Клюни, Деоль и Массе стал св. Одон (ум. в 942 г.). Святой Одон, ставший настоятелем Клюни в 926 или 927 г., в юности был каноником церкви св. Мартина (Сен-Мартен) в Туре и впоследствии вступил в монастырь Бом, которым в то время управлял Бернон. Обладая крупным книжным собранием, св. Одон получил прекрасное образование; исследователи полагают, что именно он («диакон Одон» – Oddo levita) составил грамоту об основании Клюни. Св. Одону принадлежат аскетические сочинения (трактат «Беседы» («Collationes») и пространная поэма «Occupatio», посвящённая спасению человеческого рода), эпитома Моралий на книгу Иова Григория I Великого, Житие св. Геральда Аврилакского (Орийакского), а также проповеди и гимны. В грамоте об основании Клюни подчёркивалось, что монастырь, не подчинявшийся светским и церковным сеньорам, находился под защитой Папского престола. При св. Одоне монастырь Клюни впервые получил привилегию от Папского престола; впоследствии папские привилегии стали правовой основой Клюнийской конгрегации. При Карле Великом (768–814 гг.) и Людовике Благочетсивом (813–840 гг.) многие монастыри стремились получить покровительство королевской (императорской) власти для защиты от притязаний местной знати и епископов, но после распада империи и ослабления центральной власти это потеряло смысл. Начиная с 860 гг. крупные франкские монастыри, в том числе бургундские аббатства Везле, Турню и Флавиньи, добивались защиты Папского престола от притязаний светских и церковных сеньоров. Схожим образом действовал аббат Бернон: после основания монастыря Жиньи, посвящённого апостолу Петру, он отправился в Рим, чтобы получить от папы Фомоза привилегию для обители (895 г.). Согласно грамоте об основании Клюни, монастырь, также посвящённый св. апостолам Петру и Павлу, получил покровительство (tuitio) и защиту (defensio) Папского престола.

 



 
PR-CY.ru