КЛЮНИЙСКАЯ КОНГРЕГАЦИЯ - Страница 4

По просьбе аббата монахи выкупили его за 1 тыс. фунтов серебром (это событие стало поводом для местных сеньоров окончательно изгнать арабов из Прованса). Как и св. Одон, аббат Майоль был умелым дипломатом: ему удалось наладить отношения с германским императором и с местными епископами, в то же время поддерживая тесные контакты с Римскими папами. Св. Майоль укрепил положение Клюни в Бургундии: участники Собора в Ансе (994 г.) запретили кому-либо покушаться на собственность монастыря, в том числе на возникшее рядом с аббатством городское поселение (бург). Деятельность св. Майоля способствовала дальнейшему расширению влияния Клюни. По просьбе местных сеньоров аббат реформировал крупнейшие французские монастыри Лерен, Мармутье близ Тура (987 г.), Сен-Бенинь в Дижоне (после 989 г.), Сен-Жермен в Осере (около 990 г.) и Флавиньи. Как правило, св. Майоль воздерживался от вмешательства в дела Французского королевства, хотя по просьбе Бурхарда I, графа Вандома, реформировал аббатство Сен-Мор близ Парижа. Незадолго до кончины св. Майоля король Гуго Капет (987–996 гг.) обратился к нему с просьбой восстановить дисциплину в аббатстве Сен-Дени. Не менее успешно Майоль действовал за пределами французских земель. В 962 г. Берта Швабская, королева Бургундии, и её дочь императрица Адельгейда (Аделаида; около 931 – 999 гг.), супруга императора Оттона I, передали клюнийцам монастырь Пайерн. В 967 г. Клюни получил несколько церквей в Павии, здесь был основан приорат св. Петра (впоследствии именовался в честь св. Майоля); монастырь св. Павла в Риме стал клюнийским приоратом. Весной 971 г. св. Майоль вновь посетил Павию и благодаря содействию императрицы Адельгейды реформировал монастырь Спасителя (Сан-Сальваторе). Затем св. Майоль направился в Равенну и по просьбе императора Оттона I реформировал крупный монастырь Сант-Аполлинаре-ин-Классе. В этой обители жил св. Ромуальд, впоследствии ставший основоположником движения монастырской реформы в Италии (см. Камальдулы). Распространение клюнийского влияния в Южной Франции и на Пиренеях началось ещё при св. Одоне, по просьбе которого графы Тулузы передали Клюни монастырь св. Петра в Лезат-сюр-Лез, позднее также монастырь св. Петра в Мас-Гарнье (Мас-Гренье). В начале 960 гг. Гварин (Варин), аббат монастыря Лезат-сюр-Лез, по просьбе Сунифреда II, графа Серданьи и Безалу, ввёл клюнийские «обычаи» в аббатстве Сан-Микел-де-Куша (Сен-Мишель-де-Кюкса), которое стало центром монастырской реформы в Каталонии. По завещанию Сунифреда II это аббатство получило обширные земельные владения; в 978 г. настоятель монастыря восстановил обитель св. Илария (Сент-Илер) близ Каркасона. Согласно булле папы Римского Иоанна XV (993 г.), аббату Гварину подчинялись монастыри Лезат-сюр-Лез, Мас-Гарнье, Алет-ле-Бен и Сент-Илер. Эти монашеские обители, соблюдая клюнийские «обычаи», не зависели от Клюни. Ко времени кончины св. Майоля (он был похоронен в монастыре Сувиньи) в составе Клюнийской конгрегации насчитывалось 37 монастырей. Аббат Одилон (994 – 1048/1049 гг.), происходивший из знатного овернского рода, был каноником церкви св. Иулиана (Сен-Жюльен) в Бриуде.

 



 
PR-CY.ru