КАНИЗИЙ Пётр - Страница 31

Таким образом, дело Христа не может быть сведено к единожды совершённому искуплению, но есть длящееся просвещение и освящение человека: Христос открывает каждому «истинную христианскую праведность и идеал блаженства», одновременно подавая необходимую благодатную помощь для претворения Его учения в жизнь. Освящение человека в процессе его жизни со Христом и есть, согласно Петру Канизию, истинное оправдание, которое, таким образом, является не однократным юридическим актом, но процессом: Христос действует как «небесный Врач» («coelestis medicus»), отсекающий «болезнь» греха и подающий многообразные «целительные средства». Отвергая учение протестантов об оправдывающей человека вере, Пётр Канизий обвинял их в том, что они «изобретают какую-то новую и особую выдуманную веру... и утверждают, что этой верой они наверняка оправдаются и спасутся». По убеждению Петра Канизия, если человек утверждает, что он имеет веру в Христа как Искупителя, но при этом не исполняет известные ему заповеди Христовы, то такая вера является «праздной», «бесплодной», «немощной», «мёртвой». Подлинная христианская вера всегда проявляется в проистекающих из неё делах, которые Пётр Канизий связывает с двумя другими теологическими добродетелями – надеждой и любовью. Согласно Петру Канизию, вера действует в человеке и приносит плод тогда, когда он молится (orando), когда размышляет о духовных вещах (meditando), когда упражняется в делах истинного благочестия и любви. Следуя Августину Блаженному и христианской мистико-аскетической традиции, Пётр Канизий полагал, что спасение зависит не только от веры в Бога, но в большей степени от реального проявления веры в любви: «Кто не любит, тот напрасно верит и надеется». Веру и любовь Пётр Канизий называл «двойным путём» («dupex via») спасения, от которого невозможно отделить одну его часть. Конкретным проявлением трёх теологических добродетелей в человеческой жизни Пётр Канизий признавал практическое благочестие (pietas), или праведность (iustitia). В «Сумме...» он подробно излагал учение о двух её составляющих: добродетелях, к которым следует стремиться, и грехах, которых необходимо избегать. Происходящее при этом изменение жизни человека Пётр Канизий рассматривал в свете концепции «подражания Христу» (imitatio Christi), Который есть «совершенный образец всякой добродетели». Упорно борясь со своими грехами и стойко претерпевая внешние трудности, христианин подражает Христу в Его страданиях; взращивая в себе добродетели, он подражает жизни Христа; участвуя в жизни церкви, он становится причастником благодати Воскресения Христова. Говоря о совершённых Христом ради человека делах, Пётр Канизий выделял три великих благодеяния: воплощение, искупление и дарование евхаристии, рассматривая их как составные части общего дела спасения. Евхаристия, соединяющая верующих с Христом и друг с другом в едином Теле Христовом, есть, согласно Петру Канизию, «величайшее дело Христово» и «вершина спасения», поскольку в ней человек получает возможность не только духовного, но и телесного, реального соединения с Христом. В результате христианин становится единым телом со всеми, причастными Христу, пребывая в «общении святых» (communicatio sanctorum), т.е. в церкви.

 



 
PR-CY.ru