КИРИЛЛ, Косма - Страница 9

Также Кирилл отказался принять село как заупокойный вклад боярина Даниила Андреевича. Эти житийные рассказы исследователи считают недостоверными, указывая, что вотчина монастыря сформировалась при жизни его основателя. Однако, хотя грамоты свидетельствуют о большом количестве приобретений, обращает на себя внимание исследователей то, что речь в них идёт о небольших покупках: пожнях, нивах, наволоках, пустошах и отдельных деревнях. Такой же характер имеют и вклады в монастырь при Кирилле. В актовом материале исследователи не встречают вклады от князей и бояр, упоминаемых в Житии. Единственное исключение – вклад князя Андрея Дмитриевича – «село Великое на Волочке» («Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI вв., том 2). Исследователи полагают, что от вклада патрона Белозерского монастыря игумен не мог отказаться. По предположению Л.И. Ивиной, грамота на село Великое была дана монастырю уже в конце игуменства Кирилла, во время приезда князя Андрея Дмитриевича на Белоозеро (до июля 1422 г.). По мнению исследователей, тогда князя сопровождала его жена княгиня Агриппина (Аграфена) Александровна, дочь Стародубского князя Александра Патрикеевича, упоминаемая в Житии. Княгиня хотела угостить братию рыбными блюдами во время Великого поста. Но Кирилл не разрешил нарушать монастырский устав: «Аще сице сътворю, то сам аз уставу манастырьскому разорител буду». В Житии сказано, что князь Андрей Дмитриевич «приложил» монастырю «домы великыя и езера». К концу игуменства Кирилла монастырю принадлежали земли, находившиеся непосредственно вокруг обители, по обоим берегам Шексны, к востоку до Уломского озера, к югу до реки Славянки. Незадолго до своего преставления Кирилл поставил игуменом монастыря иеромонаха Иннокентия, «сам же крайнее безмлъвие любомудръствовати хотяше». Старец, сильно страдавший от болезни ног, совершал келейное правило сидя. Несмотря на немощь, Кирилл всегда служил литургию по праздничным дням. В праздник Пятидесятницы святой отслужил последнюю литургию и причастился Святых Таин. В день преставления святого исцелился от «трясавицы» монастырский слуга Авксентий, находившийся вне монастыря, «на селе». Кирилл оставил завещание – Духовную грамоту. Она сохранилась в подлиннике, написана на свитке с остатками шнура, к которому была подвешена печать (Кирилло-Белозерский музей-заповедник). Исследователи предполагают, что писцом грамоты был ученик Кирилла преподобный Мартиниан. Первая часть грамоты является дословным заимствованием из Духовной грамоты митрополита Киприана. В основной части Кирилл назначает преемника – иеромонаха Иннокентия, просит князя Андрея Дмитриевича сохранить действие данных монастырю грамот и изгнать из монастыря тех, кто будут нарушать устав Кирилла и не слушать игумена. Уже при жизни Кирилл был известен как великий чудотворец. Он воскресил для причастия инока Далмата, умершего без покаяния. По молитвам святого прозрела жена князя Ивана Карголомского (Карголомский удел находился к востоку от города Белоозеро, ныне Белозерск, по берегу Белого озера). Житие Кирилла сообщает, что «много же иных слепых приводяху к святому».

 



 
PR-CY.ru