КИРИЛЛ, Косма - Страница 3

Важной отличительной чертой Краткого Жития исследователи считают особое отношение к «испытанию» и «разумению» Божественных писаний как основе спасения. Житие было создано в одном из белозерских монастырей (в Кирилловом Белозерском или в Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни). Его составителем, по мнению исследователей, был монах круга Нила Сорского: преподобный Нил или один из его учеников, возможно, старец Кириллова Белозерского монастыря Гурий (Тушин). Краткое Житие в начале ХVI в. подверглось небольшой правке для включения его в монастырский Стишной Пролог, поэтому исследователи различают две редакции Краткого Жития: обычную и проложную. Краткое Житие вместе с текстом Пахомия Логофета послужило основой для созданной в середине XVI в. Контаминированной редакции Жития Кирилла. Она известна исследователям по двум спискам из Кириллова монастыря, середины XVI в. (Российская национальная библиотека). Похвальное слово Кириллу отсутствует в рукописях XV в. Исследователи полагают, что оно было написано позднее Пахомиева Жития – в конце XV – начале XVI вв., вероятнее всего, в Кирилловом Белозерском монастыре (самый ранний известный список – Российская национальная библиотека, 1505–1506 гг.). Исследователи предполагают, что автор этого текста – Гурий (Тушин). Слово существует в двух редакциях. Первая известна исследователям в трёх списках (самый ранний: Российская национальная библиотека, автограф Гурия (Тушина)). Вскоре после появления Похвальное слово было сокращено и переработано – так появилась вторая редакция (до середины 1510 гг.), которая разошлась во множестве списков и была включена в Великие Минеи Четьи. Редакционная правка была предназначена для того, чтобы вывести текст за границы Кириллова монастыря. Изменился адресат обращения: в первой редакции – «братие», во второй – «отцы, и братиа, и богосъбранный съборе». Обе редакции имеют одинаковые заглавие и инципит («Похвала преподобнаго отца нашего чюдотворца Кирила, иже на Беле-озере, и отчасти чюдес исповедание», начало: «Похваляему праведнику възвеселятся людие…»). Слово открывается комплексом библейских цитат. Далее автор обращается к братии, предлагая «светло праздновати» день преставления святого, затем следует молитвенное обращение к Кириллу и 29 хайретизмов, половина которых имеет исторический характер: в них говорится о чудесах святого. Завершается Слово молитвой святому. Источниками Похвального слова являются Житие Кирилла, составленное Пахомием Логофетом, и Похвальное слово Феодосию Печерскому. Похвальное слово Кириллу оказалось чрезвычайно авторитетным текстом, повлиявшим на другие агиографические памятники (Житие Авраамия Смоленского, Чудеса Зосимы и Савватия Соловецких, описанные Вассианом, Похвальные слова Пафнутию Боровскому, Корнилию Комельскому, Похвальное слово на обретение мощей Зосимы и Савватия Соловецких в 1566 г.). Согласно Житию Пахомия Логофета, Кирилл преставился в 1427 г. в возрасте 90 лет, т.е. он родился около 1337 г., был крещён с именем Косма. Родители святого скончались, как полагают исследователи, во время морового поветрия, оставив сына на попечение своему родственнику Тимофею Вельяминову (ум. после 1389 г.), который был окольничим Московского великого князя Дмития Ивановича Донского.

 



 
PR-CY.ru