КИРИЛЛ, Косма - Страница 2

Пахомий Логофет превратил Житие Кирилла в своеобразный «Кирилловский патерик», сообщая краткие сведения о деятельности его преемников – игуменов Христофора, Иннокентия и Трифона. Потребностью в кратких «уставных чтениях» были вызваны многочисленные сокращения Жития для Прологов и Торжественников, в некоторых случаях в них помещались фрагменты Жития (например, описание явления Божьей Матери Кириллу, устав и т.д.). Если тексты повторяются в нескольких списках, исследователи говорят об особых редакциях Пахомиева Жития: первая редакция Торжественников (Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека), вторая редакция Торжественников (Российская государственная библиотека). Пахомиево Житие Кирилла послужило источником для Житий многих русских святых: преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, Мартиниана и Ферапонта Белозерских, Александра Свирского, Корнилия Комельского, Стефана Махрищского. Оно вошло во все крупные минейные своды – Великие Минеи Четьи, Чудовские Минеи, Минеи Германа Тулупова, Иоанна Милютина и Феодосия Сийского. Значительным оказалось влияние труда Пахомия Логофета и на уровне литературных формул. Так, по мнению Е.А. Рыжовой, «источником сюжетного мотива «выбор места для основания монастыря с помощью чудесных знамений» («глас-свет») для севернорусских житий XVI–XVIII вв. является Житие Кирилла Белозерского и связанные с ним памятники». В первую очередь, речь идёт о Житиях преподобных Александра Свирского, Кирилла Новоезерского, Филиппа Ирапского. Предисловие к Житию Кирилла было использовано в предисловии к Житию Зосимы и Савватия Соловецких, а описания некоторых чудес повторены в Житии Кирилла Новоезерского. Пахомиево Житие Кирилла не дополнялось новыми чудесами, за одним исключением: авторитетный список первой редакции Жития, происходящий из Кириллова Белозерского монастыря (Российская национальная библиотека, 1530–1560 гг.; вклад игумена Варлаама), содержит чудо о князе Петре Дмитриевиче, другие списки этого чуда исследователям неизвестны. В конце XV – начале XVI вв. в монастыре были созданы Похвальное слово Кириллу и новое Житие преподобного – Краткое. Его автор был хорошо знаком с текстом Пахомия, но при этом общие чтения (за исключением описания явления Божьей Матери преподобному) отсутствуют. Краткое Житие значительно короче сочинения Пахомия и имеет иное назначение. Пахомиево Житие, как это следует из монастырского обиходника, предназначалось для чтения на службе и за трапезой. Краткое Житие, по мнению исследователей, создавалось для келейного чтения (один из ранних списков содержит тайнопись), затем оно вошло в монастырский Пролог, в 1643 г. – в печатный Пролог и внутри этого кодекса многократно переиздавалось. Исследователям известны девять списков Краткого Жития, которые датируются началом XVI – концом XVII вв. (пять кодексов являются аскетическими сборниками, четыре – Стишными Прологами). Краткое Житие передаёт биографию святого без рассказа о чудотворениях. При этом оно подробнее, чем текст Пахомия, отражает особенности аскетической практики и старческого окормления в Кирилловом монастыре.

 



 
PR-CY.ru