КИРИЛЛ, Косма - Страница 19

Исследователи предполагают, что эта икона, точно повторяющая особенности авторского рисунка и почти идентичная образцу по размерам, происходит из царских молелен, где сохранялась как семейная реликвия. Золотой чеканный оклад с черневыми образами Успения Пресвятой Богородицы и избранных русских преподобных на дробницах (в их числе Дионисий Глушицкий) выполнен в ведущей ювелирной мастерской Москвы. В надписи на нём (как и на оригинале) использованы греческие и русские слова для обозначения святости («оагио(с) препо(до)бны»). В иконографии списков «дионисиевского» извода исследователи встречают несколько вариантов, которые различаются деталями рисунка фигуры святого (направление взгляда – на зрителя или немного в сторону, положение рук – обеими держит свиток или правой благословляет, в левой свиток) и изображением в небесном сегменте (Господь Вседержитель или образ Божьей Матери «Знамение»; на оригинале сегмента нет). Для их создания нередко использовались прориси, подобные иконному образцу конца XVIII в. (Исторический музей). Такие иконы-списки, которые создавались преимущественно в XVII – первой половине XVIII вв., есть в Третьяковской галерее, Русском музее, музее Андрея Рублёва, музее истории религии, Сергиево-Посадском историко-архитектурном музее-заповеднике, Архангельском областном краеведческом музее, Вологодском историко-архитектурном музее-заповеднике, церковных и частных собраниях. В местном ряду иконостаса церкви во имя Кирилла Белозерского в Кирилловом монастыре стояла почитаемая, украшенная окладом, камнями и пеленами «из царские дачи» копия этого извода («з живописново образа»), которую к 1621 г. заменили новой. Один из немногих примеров воспроизведения «иконопортрета» большого размера – икона начала XVII в. (Кирилло-Белозерский музей-заповедник), которая, судя по насыщенному монохромному колориту, была ориентирована на первообраз, покрытый потемневшей олифой. Ещё более монументальной по характеру является северная икона последней трети XVII в. (Архангельский музей изобразительных искусств; была перенесена из Никольской церкви в деревне Сырья в часовню преподобного Кирилла Сырьинского) с образом Божьей Матери «Знамение» в сегменте, позём в виде нарисованных в прямой перспективе плит. Помимо подвесной пелены из Русского музея создавались и другие шитые реплики первообраза (строгановская пелена 1660 гг., Сольвычегодский историко-художественный музей). Кроме того, иногда эта иконография с различной мерой уподобления переносилась на изображения других преподобных (один из ранних примеров – средник вологодской иконы «Преподобный Сергий Радонежский, с 12 клеймами жития» первой трети XVI в., Собрание икон при поддержке Фонда св. всехвального апостола Андрея Первозванного, Москва). Некоторые иконы этого извода имеют сопроводительные тексты. Например, образ 1624 г. (под записью XIX в., Вологодский историко-архитектурный музей-заповедник), согласно резной надписи по полю древнего киота, есть «изоображение и во все(м) подобие и мера з живописнаго образа чюдотворца Кирила по желанию и вере грешнаго черньца Фла(виана?)», т.е. он был скопирован по заказу монаха, как полагают исследователи, старца Кириллова Белозерского монастыря Флавиана, почившего в 1633 г. и погребённого возле Успенского собора.

 



 
PR-CY.ru