КИРИЛЛ, Косма - Страница 18

Как произведение «Дионисиева письма» образ упомянут в той же вкладной книге под 1565 г. В наиболее ранней сохранившейся монастырской описи (1601 г.) отмечено: «Образ, пядница, преподобнаго Кирила чюдотворца, а писал преподобны Деонисей Глушитцы при чюдотворце Кириле, обложен золотом», подробно описано украшение иконы – сканый золотой венец, цата, кресты с драгоценными камнями. В это время образ стоял в иконостасе Успенского собора обители справа от царских врат, над иконой Божьей Матери «Одигитрия», принесённой, по мнению исследователей, Кириллом Белозерским из московского Симонова монастыря (около 1397 г., Третьяковская галерея). В 1614 г. для «иконопортрета» был изготовлен складень-киот, в навершии и подножии которого были вырезаны надписи с датами: «Образ чюдотворца Кирила списан преподобным Дионисием Глушицким ещё живу сущу чюдотворцу Кирилу в лето (6932 – 1424)»; «зделан сей киот в дом Пречистыя и чюдотворца Кирила в лето (7122 – 1614) года по благословению игумена Матфея в славу Богу». Иконописец Никита Ермолов из Белоозера (ныне Белозерск), работавший по заказам Кириллова монастыря, написал образ Спаса Нерукотворного с ангелами в навершии киота и четыре сюжета Жития Кирилла Белозерского на створках: слева – рождение святого и водружение креста на месте будущей обители, справа – явление святому Пресвятой Богородицы в Симоновом монастыре и создание прижизненного образа. В последней сцене, отсутствующей в других известных житийных циклах Кирилла Белозерского, в центре композиции на фоне палат изображён Дионисий Глушицкий с большой ростовой иконой-портретом преподобного в руках, слева на фоне белокаменного храма стоит почтенный старец, т.е. показано, что образ писался с натуры (согласно надписи – «зря на святого»), а композиция разработана на основе подобных икон евангелиста Луки, создающего образ Божьей Матери. Киот с первообразом, который почитался чудотворным, поместили на солее справа перед иконостасом, затем перенесли в храм, воздвигнутый над мощами Кирилла Белозерского. В настоящее время киот хранится в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника, в центре помещена современная копия древнего «иконопортрета». В 1897 г. «дионисиевский» первообраз, покрытый окладом с жемчужной обнизью по контуру фигуры (венец и цата отсутствуют), был воспроизведён на отпечатанной в мастерской Штадлера и Паттинота в Санкт-Петербурге хромолитографии (Российская государственная библиотека). Древний оклад иконы, состоящий из чеканных пластин золота в среднике и серебра на полях, был изготовлен в 1614 г. одновременно с киотом (находится в собрании музеев Московского Кремля) и, как полагают исследователи, заменил басменный. Особое почитание «иконопортрета», ставшего образцом для иконописцев, выразилось в большом количестве списков с него, которые воспроизводили оригинал, как правило «в меру и подобие». Эти небольшие иконы-пядницы писались приглашёнными и местными (белозерскими и вологодскими) мастерами. Наиболее ранним и интересным исследователи считают список из Архангельского собора Московского Кремля, находившийся возле раки с мощами царевича Дмитрия Угличского (вторая половина XVI в. под записью 1774 г. диакона Луки Глаголевского, музеи Московского Кремля).

 



 
PR-CY.ru