КИРИЛЛ СКИФОПОЛЬСКИЙ - Страница 9

По мнению Э. Шварца, речь идёт не о фрагменте ранней утерянной редакции Жития преподобного Евфимия, а о позднейшей вставке в Житие преподобного Герасима отрывка метафрастовской редакции. Соглашаясь с Э. Шварцем, Б. Флюзен предположил, что данная вставка могла быть осуществлена в лавре преподобного Герасима, чтобы возвеличить её основателя. Пятая и шестая главы Жития соответствуют фрагменту Жития преподобного Кириака. Главы 7–9 – почти дословная цитата из «Луга духовного». В десятой главе приводится список игуменов лавры, основанной преподобным Герасимом. Поскольку данный список оканчивается на игумене Евгении (ум. в 19 августа 526 г.), исследователи предполагают, что Житие было написано при одном из его преемников, но не раньше 556 г. (даты составления Житий преподобного Евфимия и преподобного Саввы). Существует ещё одна (не изданная) версия Жития преподобного Герасима, созданная около 675 г. В тексте этого Жития указывается, что при написании были использованы сочинения как Кирилла Скифопольского (он называется по имени), так и «других писателей», имена которых не называются, но, что их рассказы неполные и написаны безыскусно. Б. Флюзен считает, что под другими писателями следует понимать преподобного Иоанна Мосха (сообщения «Луга духовного» о преподобном Герасиме отличаются краткостью), а также составителя Жития преподобного Герасима Иорданского. Вместе с тем в данной версии Жития, кроме нескольких диалогов, нет ничего нового. Составитель добавил несколько фраз, чтобы украсить слог. По мнению Б. Флюзена, история возникновения Жития преподобного Герасима выглядит следующим образом: изначально Житие преподобного Евфимия, написанное Кириллом Скифопольским, не содержало отрывка о преподобном Герасиме, вставлен он был в лавре преподобного Герасима после 556 г. (по мнению исследователей, при преемнике игумена Евгения), затем здесь же было скомпилировано Житие преподобного Герасима Иорданского из разных сочинений Кирилла Скифопольского и добавлен список игуменов – преемников преподобного Герасима; в начале VII в. это Житие было дополнено вставкой из «Луга духовного»; в конце VII в. на основе всего этого материала было составлено второе Житие преподобного Герасима. Не изученным остаётся вопрос соотношения грузинской версии Жития, а также арабского перевода, сохранившегося в поздних рукописях (XVII–XVIII вв.), с греческим текстом разных редакций Жития препподобного Герасима и подлинными сочинениями Кирилла Скифопольского. По мнению исследователей, стиль и содержание произведений Кирилла Скифопольского свидетельствуют о нём как об эрудированном и образованном человеке. Некоторые пассажи его сочинений позволяют исследователям предполагать, что он был знаком с медициной и основами риторики. Кирилл Скифопольский хорошо знал Священное Писание (он использовал около 216 библейских цитат) и читал труды Григория Богослова (а именно «Надгробное слово в честь Василия Великого»), Кирилла Александрийского, Житие преподобного Антония, составленное Афанасием Александрийским, Житие преподобного Пахомия Великого, «Чудеса св. мученицы Фёклы» и другие произведения, из которых заимствовал отдельные фразы и образы.

 



 
PR-CY.ru