КИРИЛЛ СКИФОПОЛЬСКИЙ - Страница 6

Вопрос о принадлежности «Похвалы...» Кириллу Скифопольскому остаётся нерешённым. Помимо надписания на авторство Кирилла Скифопольского указывают многочисленные отсылки к подлинным сочинениям Кирилла Скифопольского. Некоторые намёки в «Похвале...» говорят о том, что автор располагал более широкой информацией, по крайней мере, о преподобном Савве, чем та, которую можно почерпнуть из греческого Жития Саввы. Д.Е. Афиногенов предположил, что «Похвала...» была приурочена к забытому впоследствии местному празднованию общего дня памяти Евфимия Великого и Саввы Освященного. Этот праздник мог появиться не раньше 557 г., когда Кирилл Скифопольский закончил те сочинения, которые сохранились в греческом оригинале и которые не упоминают о существовании общей памяти подвижников. Тот факт, что о празднике молчат более поздние источники, свидетельствует о раннем исчезновении этой памятной даты. Прекращение совместного празднования могло быть связано с разорением лавры преподобного Саввы в 614 г. арабами-бедуинами. Ряд косвенных признаков указывает на правление императора Маврикия (582–602 гг.) как на возможное время написания «Похвалы...»: упоминание о царствующих императорах в двойственном числе (в 590 г. император Маврикий объявил соправителем своего сына Феодосия), намёки на некое родство между преподобными Евфимием и Саввой, с одной стороны, и царствующей династией – с другой (преподобный Савва и Маврикий принадлежали к высшей каппадокийской знати). Если Кирилл Скифопольский действительно был автором «Похвалы...», то исследователи готовы признать, что это сочинение было написано значительно позднее остальных произведений Кирилла Скифопольского (в 590 гг., когда Кириллу Скифопольскому было около 70 лет). По мнению Д.Е. Афиногенова, дублирование «Похвалы...» в Великих Минеях Четьих (5 декабря – память преподобного Саввы; 20 января – память преподобного Евфимия) косвенно свидетельствует о том, что на Русь это сочинение попало не в составе Миней Четьих, т.к. в противном случае оно имело бы точную календарную фиксацию. По мнению исследователей, тот факт, что Жития преподобных Евфимия и Саввы отсутствуют в древнейшем русском четьи-минейном собрании – Волоколамской минее последней четверти XV в. (Российская государственная библиотека), косвенно указывает на то, что существовал некий некалендарный (без указания дат памяти святых) корпус сочинений Кирилла Скифопольского на церковнославянском языке, в который входили Жития Саввы и Евфимия, Похвала этим святым и, возможно, Житие преподобного Иоанна Молчальника. Отсутствие греческого оригинала корпуса в таком составе также увязывается Д.Е. Афиногеновым с исчезновением общего праздника Евфимию и Савве в VII в. Житие преподобного Иоанна Молчальника закончено между 8 января 557 г. и 8 января 558 г., поскольку преподобный Иоанн родился 8 января 454 г., а на момент завершения его жизнеописания ему шёл 104-й год. Почти все греческие рукописи Жития содержат приписку о том, что преподобный Иоанн умер 7 декабря (без указания года). Однако перевод Жития на грузинский язык (X в.) содержит указание, что он скончался в среду, 8 января 559 г.

 



 
PR-CY.ru