КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич - Страница 5

Второй период творчества И.В. Киреевского обозначился также речью «В ответ А.С. Хомякову» (1838/1839 г.), разбирающей «основные начала жизни, образующие силы народности в России и на Западе». Несмотря на то что в речи повторяется утверждение, согласно которому классическое языческое просвещение не досталось «в наследие России», из этой констатации делаются существенно иные выводы, поскольку само язычество понимается как господство формальной рациональности и/или отвлечённой чувственности в противоположность живому внутреннему духовному разумению. В этом свете иной предстаёт и история общественного, церковного и нравственного развития России и Запада. Впрочем, некоторые из мыслей, высказанных И.В. Киреевским в этой речи об истории старой России, были им впоследствии уточнены или пересмотрены. В «Москвитянине» в 1845 г. И.В. Киреевский напечатал «Обозрение современного состояния словесности». Первая часть посвящена рассмотрению новейших движений европейской словесности и вопросу о господствующем в ней начале; вторая часть противопоставляет «живую целость» литературной образованности в Европе, где всякая мысль входит через национальное в общечеловеческое просвещение, «как личность с голосом в деле общего совета», глубинному раздвоению культурной жизни в России на внешне европеизированную литературную образованность элиты и невежество народа, между которыми «нет общего языка», и намечает противоположность отвлечённого европеизма и антиевропеизма и возможность их примирения в стремлении «к живому, полному, всечеловеческому и истинно христианскому просвещению». В третьей части оцениваются с этой точки зрения отдельные русские журналы того времени. К редакционной статье примыкают статьи об исторических лекциях С.П. Шевырёва, о философии мифологии Ф.В.Й. Шеллинга, о науке сельского хозяйства, а также ценные для понимания философских и исторических идей И.В. Киреевского библиографические заметки, из которых исследователи выделяют заметку о повести Фёдора Николаевича Глинки «Лука да Марья», раскрывающая идею И.В. Киреевского о православном просвещении и его взгляд на литературу для народа. Важнейшими работами И.В. Киреевского последних лет жизни исследователи считают статьи «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» («Московский литературный и учёный сборник». М., 1852 г.) и «О необходимости и возможности новых начал для философии» («Русская беседа». 1856 г., №2). Первая сосредоточена на истории общества, государства, нравов и искусства на Западе и Востоке Европы, вторая анализирует историю европейского просвещения в зависимости от религиозных убеждений народов и рисует идеал русской национальной философии в духе православия. В статьях выражены основные установки этой новой христианской философии; их существенно дополняют «Отрывки», найденные в бумагах философа после его смерти. Упоминаемые в письмах намерения написать «курс философии» И.В. Киреевский реализовать не успел. Исследователи отмечают, что для И.В. Киреевского характерно противостояние отвлечённому рационализму: подлинная действительность сверхразумна, высшие истины ума лежат «выше сферы рассудка и логики».

 



 
PR-CY.ru