КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич - Страница 3

И.В. Киреевский уединился в Долбине до осени 1846 г. Этот год отмечен в истории семьи Елагиных-Киреевских трагическими событиями: смертью отчима – А.А. Елагина, смертью маленькой дочери И.В. Киреевского Екатерины, кончиной близкого друга семьи Николая Михайловича Языкова. Всё это вместе с неосуществлённой мечтой об общественной и о журнальной деятельности тяжело подействовало на здоровье и состояние И.В. Киреевского. Новое поприще открылось для него, когда он принял посильное участие в издании при Оптиной пустыни творений отцов церкви, начавшемся по инициативе Макария (Иванова) с биографии преподобных Паисия (Величковского) в редактируемом И.В. Киреевским «Москвитянине», продолженном затем изданием трудов Нила Сорского (1849 г.), Варсонофия Великого и Иоанн Отшельника (1852 г.), Феодора Студита и Максима Исповедника (1853 г.), Исаака Сирина (1854 г.), Фалассия (1855 г.) и поддержанном после смерти И.В. Киреевского его вдовой. Не успев в полноте выразить свои взгляды в «Москвитянине», И.В. Киреевский сделал новую попытку: по просьбе редакции «Московского литературного и учёного сборника» написал статью об отношении русского просвещения к европейскому; сборник вышел в 1852 г. Однако новая проба журнальной деятельности не удалась: Московский сборник подвергся цензурному запрещению (окончательно в марте 1853 г.); редактор-издатель в частном письме дистанцировался от изложенных в статье мыслей, его друзья из кружка единомышленников придерживались той же позиции. Не находя опоры и отклика ни в обществе, ни в дружеском кругу, И.В. Киреевский, тяжесть душевного состояния которого ещё больше усугубила смерть Николая Васильевича Гоголя и В.А. Жуковского, уединившись в Долбине, обратился к работе над систематическим трудом по философии и усердно помогал оптинскому изданию святоотеческих творений. Только в последний период жизни И.В. Киреевский с семьёй постоянно зимой жил в доме у Красных ворот. Остановился он здесь и в конце Великого поста 1856 г., направляясь в Санкт-Петербург, где сын Василий оканчивал курс Александровского лицея. Вновь встретившись с братьями и друзьями, И.В. Киреевский уехал в столицу. 10 июня неожиданно заболел холерой и в ночь на 12 июня скончался. После отпевания в Казанском соборе тело И.В. Киреевского было предано земле в Оптиной пустыни. Литературная деятельность И.В. Киреевского большинством исследователей разделяется на русско-европейский и славянофильский периоды. Первый период начался со статьи «Нечто о характере поэзии Пушкина» (Московский вестник. 1828 г.), в которой прослеживается изменение поэтики Александра Сергеевича Пушкина до «Евгения Онегина» включительно и сделаны выводы о природе «народного поэта». В «Обозрении русской словесности 1829 года» (Денница: Альманах на 1830 г. М., 1830 г.) И.В. Киреевский вслед за анализом духа времени в Европе уделяет особенное внимание «Истории государства Российского» Николая Михайловича Карамзина и «Полтаве» А.С. Пушкина; в связи с личностью Д.В. Веневитинова впервые вводит понятие «полного разумения» и бытия как развития «полной, гармонической души».

 



 
PR-CY.ru