КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ НАПЕВ - Страница 10

Густая мелодическая вязь напева проявляется в таких песнопениях, как «Благослови, душе моя, Господа» (Пс. 103), херувимская песнь (особенно часть «Яко да Царя»), прокимны и аллилуиарий. Павел Алеппский сходным образом описывал мелизматическое пение в женском Вознесенском монастыре, расположенном рядом с Киево-Печерским, что говорит о стилевом единстве киевского монастырского пения в ХVII в.: «Псалом и прокимен они поют с переливами». Вместе с тем были проигнорированы, как чуждые монашескому духу, такие особенности барочного стиля, как изменчивость настроения, эмоциональная напряжённость, контрасты. Отзвуки запорожских воинских напевов находят в догматике пятого гласа «В Чермнем мори» и задостойнике Успению Пресвятой Богородицы «Побеждаются естества уставы». Сравнение нескольких песнопений (предначинательного псалма, полиелея и некоторых др.) многоголосного киево-печерского напева и знаменного распева позволяет исследователям выявить ряд особенностей в соотношении их словесного и музыкального рядов и стилевых признаков киево-печерского напева. Во многих песнопениях знаменного распева и киево-печерского напева выбор стихов для распевания не совпадает (например, в предначинательном псалме). В знаменном распеве не все стихи псалма исполняются певчески, но выбираются ключевые по содержанию; строка может излагаться не сначала («И в велелепоту облеклся еси»). По мнению исследователей, как правило, в знаменном распеве и в киево-печерском напеве не совпадают места мелизматических распевов слогов, связанных с трактовкой текста, т.е. выделяются и акцентируются разные смысловые моменты. Одним из элементов киево-печерского напева, связанных с влиянием барокко, исследователи называют свободное обращение с ударениями в словесном тексте (например, в припеве 103-го псалма «Благословен еси Господи», в ответе «Господи, помилуй» на ектении). В знаменном распеве все слова и фразы пропеваются однократно. В киево-печерском напеве почти в каждом стихе наиболее значимых и торжественных песнопений присутствует повторение слов или словосочетаний. В многоголосие принцип повтора текста пришёл из одноголосных киевского распева и киево-печерского напева. Большинство повторов словесного текста имеет форму утроения. Утраиваться может как весь стих, так и только ключевое слово. Текстовому повтору необязательно соответствует точный музыкальный повтор. Так, в предначинательном псалме исследователи встречают и другие варианты: полное обновление, вариантное обновление, а также полный повтор (в частности, в кадансовых оборотах). Музыкальный повтор может вуалироваться за счёт иного соотношения с текстом. При повторе может звучать весь стих или часть стиха с незначительным изменением текста (иногда в качестве второго элемента в утроении используется иной текст).

 



 
PR-CY.ru