КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ НАПЕВ - Страница 8

Анализ мелодических формул в одноголосных киево-печерских Ирмологионах начала – середины XIX в. позволил исследователям выявить те же тенденции, что и в Ирмологионе 1775 г. (Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского): уменьшилось количество традиционных, не подвергшихся изменению попевок, а число упрощённых, сокращённых, – увеличилось. Упрощение попевок не охватывало равномерно весь репертуар: в одних песнопениях они, в основном, сохранили свою структуру, и только некоторые подверглись сокращению, в других – большинство попевок трансформировалось, в результате чего «оголился» музыкально-интонационный каркас песнопения. Особо показательным в этом плане исследователи считают догматик третьего гласа из Ирмологиона И. Салухи (1852 г.): в источниках XVII–XVIII вв. на словах «родила еси без Отца Сына плотию» сохраняется три попевки, а в Ирмологионе 1852 г. – лишь одна, расширенная за счёт включения читка, в то время как остальные попевки были заменены силлабическими мелодическими фразами. Киево-печерский напев, как специфическую систему гармонического изложения богослужебного пения монастыря, исследователи считают одной из основных его стилевых характеристик. Исследователи отмечают, что многоголосная традиция киево-печерского напева формировалась на основе одноголосия постепенно. Исследователям известны трёхголосные нотные книги лаврского происхождения конца ХIХ в.: рукописный Ирмологион, длительное время применявшийся на клиросах, и изданное в 1896 г. трёхголосное Молебное пение Успению Пресвятой Богородицы с акафистом. В трёхголосии движение параллельными терциями в верхних голосах сочетается с относительно самостоятельным басом, образуя типичную фактуру украинского канта, что позволяет исследователям отнести возникновение устной традиции лаврского трёхголосия предположительно к середине ХVII в. (см. в ст. Кант). Четырёхголосие киево-печерского напева начало складываться при игумене Модесте, а первым автором четырёхголосных переложений киево-печерского напева был иеромонах Виктор, «который управлял тогда левым клиросом Великой церкви. Начал он писать некоторые из песнопений четырёхголосно, приспособляя голоса к мелодии, но администрация лавры тогдашнего времени была против новатора, которого не утвердили и уставщиком за сие дело». В конце ХIХ в. основой для четырёхголосного пения могли стать трёхголосные партитуры, поскольку баритон, по мнению исследователей, исполнялся по слуху. В сложившемся четырёхголосии всегда присутствуют первый и второй тенора, баритон и бас (иногда разделяющийся на первый, нижний, и второй, верхний, дублирующий первый бас или баритон на расстоянии октавы). Эпизодически сверху добавляется пятая партия – альт. Киево-печерское многоголосие основано на традиционном принципе ведущего голоса, который получает терцовое сопровождение (в партии первого тенора). Ведущий голос, в котором сохраняется сам напев, в киево-печерском многоголосии всегда находится в партии второго тенора. В отличие от удвоенной в терцию мелодии, соединяющей оба тенора, два нижних голоса выполняют разные функции.

 



 
PR-CY.ru