КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ НАПЕВ - Страница 11

В начале торжественно исполняемых псалмов – предначинательного (Пс. 103), «Блажен муж», «Хвалите имя Господне» (полиелея) и особенно показательно «На реках Вавилонских» (Пс. 136) – звучит запев уставщика (или головщика). В одном песнопении могут объединяться псалмодический, или силлабический, невматический и мелизматический типы мелоса, причём их соотношение на всём протяжении произведения четко композиционно обусловлено. По мнению исследователей, некоторые стихи, распетые в киево-печерском напеве, могут большей частью только псалмодироваться (например, «Творяй Ангелы…» в предначинательном псалме). В более сложно организованных стихах движение осуществляется от «читка» через силлабику к мелизматике. То же явление исследователи встречают и в знаменном распеве некоторых псалмовых припевов и стихов. Исследователи отмечают, что в херувимской песни киево-печерского напева отразилось влияние поствизантийской певческой культуры, а также, отчасти, западноевропейской барочной музыки на южнорусскую знаменную традицию. В традиционной херувимской – 25 слов, в лаврской из-за повторов – 123. Обычно перед херувимской слово «Аминь» поётся один раз, в херувимской киево-печерского напева – девять раз (по образу девяти чинов ангельских). По мнению исследователей, особенности музыкальной стилистики херувимских обусловлены богослужебными причинами. В Великой Успенской церкви Киево-Печерской лавры великий вход на литургии совершался через весь храм – от северных дверей алтаря по северной стороне храма вплоть до его западных дверей и через середину храма – до солеи, где и происходило поминовение, что воспроизводит византийскую литургическую традицию. Этим исследователи объясняют продолжительность пения херувимской, гибкость и разнообразие мелодической ткани, частые текстовые повторы, значение которых состоит как в символике их числа, так и в техническом упрощении вокального исполнения продолжительного напева. Многие паломники (как православные, так и инославные), посещавшие Киево-Печерскую лавру в XIX – начале XX вв., восхищались киево-печерским напевом и отмечали его торжественную благозвучность, проникновенность и молитвенность, внутреннюю динамику и силу. Его особенностями исследователи называют величественную приподнятость, соединённую с украинским песенным лиризмом, характерные повторы слов, витиеватость мелодии, особую плотность аккордовой фактуры. Пётр Ильич Чайковский отмечал самобытность пения в Киево-Печерской лавре: «Там поют на свой древний лад, с соблюдением тысячелетних традиций, без нот, и, следовательно, без претензии на концертность, но зато, что за самобытное, оригинальное и иногда величественно-прекрасное богослужебное пение!». В начале XX в. юрисконсульт лавры профессор Иван Николаевич Никодимов (настоящая фамилия Шумилин) писал: «Когда слушаешь эти распевы, то реально ощущаешь их мощь и величие. Они многогранны: в них чувствуются и беспредельность и раздолье украинских вольных степей, и грусть и тоска мятежной кающейся души, и величие религиозных настроений, и хоралы торжества победы духа над материей, и звуки народных песен. Всё это слилось в одну стройную, подкупающую своей художественной простотой, строгой гармонией и величием прекрасную мелодию».



 
PR-CY.ru