КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ НАПЕВ - Страница 3

5 апреля 1816 г. наместник лавры иеромонах (впоследствии архиепископ) Антоний (Смирницкий) написал митрополиту Серапиону (Александровскому) донесение, в котором выражено отношение братии к киево-печерскому напеву и к указанному нововведению Синода: «В сей святой обители церковное пение, непременяемо содержится яко издревле установленное от святых отец…, которому хотя нот печатных во лавре и не имеется, но из древних рукописных оставшихся Ирмологиев, в лавре поётся ныне лаврскими монашествующими довольно навыкшими оному исправно… Нововводимое показалось бы весьма странным, яко не соответственное чину и обряду сея святыя обители, для того вашего Высокопреосвященства Духовный собор покорнейше просит сделать от себя отношение к господину Синод обер-прокурору о исходатайствовании у Его Императорского Величества Высочайшего повеления, чтобы существующее в сей святой обители с древнейших времен церковное пение оставлено без отмены» (Институт рукописей Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского). 7–10 сентября 1816 г. в Киево-Печерской лавре находился император Александр I. Слушая киево-печерский напева (Центральный государственный исторический архив Киева), который пели «старцы», он повелел «сохранить его и впредь, употребляя только в Киево-Печерской лавре». После литургии, которую пели в пещерном храме придворные певчие, в покоях наместника состоялся такой разговор: «А каково пели певчие?» – спросил император наместника. – «Скоропоспешно, Ваше Величество». – «Ну что ж?.. Люди дорожные». – «Дело Божие должно делать в надлежащем порядке, Государь». Слова наместника отражают стремление монахов обители сохранить традицию киево-печерского напева и неприятие ими столичных певческих новшеств, которые приводили к сокращению богослужения. В 1841 г. митрополит Филарет (Амфитеатров) благословил Духовный собор лавры хранить «древнее сея святой обители пение без малейшей перемены». Вскоре Духовный собор лавры издал указ «О переложении всего круга пения Киево-Печерской лавры на круглую ноту» (Центральный государственный исторический архив Киева). Во исполнение указа Святейшего Синода от 10 декабря 1846 г. «О доставлении верных списков употребляющегося в разных епархиях одноголосного и многоголосного церковного пения…» в лавре был создан комитет, в который вошли помимо представителей священноначалия знаток лаврского пения уставщик иеромонах Модест и учитель Киево-Подольского духовного училища, «наставник церковного спiву» Ильинской церкви протоиерей Мина Жолткевич (ум. в 1872 г.). 18 апреля 1849 г. иеромонах Модест доложил Духовному собору, что «положил на ноту всё лаврское церковное пение». В 1852 г. составленный иеромонахом Модестом Ирмологион был переписан «квадратной нотой» в двух книгах послушником Ианнуарием Салухой. 18 марта 1852 г. митрополит Филарет (Амфитеатров) на представленном ему экземпляре этого сборника сделал следующую надпись: «Установленное с древних времён преподобными отцами в святой великой чудотворной Киево-Печерской лавре пение, содержащееся в сем Ирмологионе... завещаю соблюдать и хранить во всей целости, без всякого изменения во все роды родов... Препровождая Ирмологион древнего пения Киево-Печерской лавры с моим письменным завещанием на оном, поручаю Духовному собору хранить напев сей навсегда без всякого изменения и преемникам моим, настоятелям лавры, представлять для сведения и соблюдения по прибытии их в лавру» (Центральный государственный исторический архив Киева).

 



 
PR-CY.ru