КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ НАПЕВ - Страница 7

О.П. Прилепа, проанализировав попевочный фонд осмогласного цикла киево-печерского напева в Супрасльском Ирмологионе, установила единство музыкально-интонационной структуры в части этой рукописи и в своде знаменных попевок. Большая часть супрасльских попевок интонационно совпадает со знаменными, по отношению к которым киево-печерские попевки являются вариантами, другая их часть сходится по форме с традиционными попевками Киево-Печерского монастыря, что было выявлено указанным исследователем по рукописным Ирмологионам первой половины XVII в. (Институт рукописей Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского). По мнению исследователей, с XVII–XVIII вв. для развития попевочного фонда монодийного киево-печерского напева были характерны следующие тенденции: 1) неизменяемость части фонда попевок, 2) формирование в первой половине XVII в. стилистических особенностей киево-печерского напева: сохранение или мелодическое варьирование попевок (усиление плавности, упрощение мелодики ряда формул), 3) во второй половине XVII – первой половине XVIII вв., в условиях противостояния влиянию католицизма, возвращение к более ранним редакциям киево-печерского напева, «реставрация» элементов мелодико-ритмических формул, характерных для напева конца XVI в., в частности, синкопированного ритма. Сравнение осмогласного киево-печерского напева с песнопениями киевского Межигорского (1640 гг.), Львовского (1709 г.) и Почаевского (1766 г.) Ирмологионов, а также со знаменными песнопениями по синодальным изданиям нотного Октоиха (1772, 1889 г.) позволило исследователям выявить стилистические особенности его попевок: тенденции к упрощению мелодического рельефа (например, его «выравнивание», появление фрагментов читка в начале и середине попевок), к размеренности движения, к «сглаженности» характерных мелодико-ритмических фигур (замена синкоп поступенным движением в попевках «кимза», «кулизма скамейная», «долинка переметная» и др.), к усилению плавности, избеганию скачков (например, замена «ломки» поступенным движением в попевке «долинка» первого и пятого гласов). По мнению исследователей, одной из причин упрощения форм попевок киево-печерского напева и их мелодизации являлось введение в монастыре многоголосного изложения напева. Вместе с тем часть попевок знаменного фонда не претерпела изменений. С начала XVIII в. в текстах киево-печерских Ирмологионов исследователи фиксируют изменения текстов согласно богослужебной реформе патриарха Никона (середина XVII в.). В некоторых источниках (например: Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского) содержатся смешанные текстовые редакции, объединяющие местный вариант текста XVII в. с пореформенным. В полном виде новая редакция присутствует в источниках со второй половины XVIII в. (Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского – Ирмологион второй половины XVIII в., переданный иеромонахом Мартирием в церковь Рождества Пресвятой Богородицы Дальних пещер в 1815; также Ирмологион Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского, 1768 г.), что свидетельствует об официальном введении пореформенных текстов в богослужебный обиход монастыря и о связи изменения попевочного фонда с изменением редакции текстов.

 



 
PR-CY.ru