КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ НАПЕВ - Страница 2

Несмотря на то что на Украине нотопечатание началось с 1700 г., в Киево-Печерской лавре до начала XX в. придерживались рукописной нотной традиции. С последней трети XVII в. в монастыре периодически печатали ненотированные Октоихи (1670, 1699, 1704, 1739, 1768, 1797 гг.) и ненотированные Ирмологионы (1674, 1698, 1753, 1769, 1778, 1791 гг.), что указывает на устную традицию монашеского пения. Большое значение имела ориентация на распевание богослужебных текстов по ненотированным богослужебным певческим книгам – по памяти. Такое исполнение передавало живой опыт многовековой монастырской молитвы. В рукописных певческих памятниках киево-печерского напева, с одной стороны, частично запечатлена древняя устная традиция, с другой – зафиксированы более поздние формы песнопений, в которых отражены исторические особенности их бытования. В XVII–XVIII вв. в киево-печерском напеве происходил процесс утверждения в певческой практике многоголосия (его своеобразного «воцерковления», т.е. сохранения духовного содержания напева при кардинальном обновлении формы его изложения). Многоголосие киево-печерского напева явилось «ответом» на распространение партесного пения (как концертного типа многоголосия западного образца). Однако, судя по известным рукописным источникам, исследователи делают вывод, что многоголосная певческая практика транслировалась в этот период в монастыре только устным путём, остальные партии киево-печерского напева, кроме мелодии, не записывались. В то же время в России появляются партесные гармонизации отдельных образцов киево-печерского напева. Так, в сборниках конца XVII – первой половины XVIII в. исследователи встречают различные гармонизации киево-печерской херувимской: четырёхголосные (Государственный исторический музей), пятиголосная («Киевопечерская болшая» в Обиходе новгородского Знаменского собора, последняя четверть XVII в.; мелодия совпадает с напечатанной в московском Синодальном Обиходе 1772 г.;), шестиголосные (два варианта, в том числе «Киевопечерская малого роспева» – Исторический музей). В XIX – начале XX вв. происходит окончательная письменная фиксация устной певческой традиции Киево-Печерской лавры. В первой половине – середине XIX в. одноголосные рукописные Ирмологионы были выполнены киевской нотацией в альтовом ключе (в двух экз. – по одному для каждого клироса) послушником Петром Робищуком (1811 г.), иеродиаконом Саввой (1820 г.), иеромонахом Модестом (впоследствии игумен; ум. в 1871 г.) и послушником Ианнуарием Салухой (1849–1852 гг.), а также последним уже в сане иеродиакона и с именем Онисим (1854 г.). 14 февраля 1816 г. был издан указ Святейшего Синода о запрете использования в церковном пении рукописных нот: «...Всё, что ни поётся в церквах по нотам, должно быть печатное и состоять или из собственных сочинений директора придворного певческого хора... Бортнянского, или других известных сочинителей, но… непременно... с одобрения г. Бортнянского»; синодальные одноголосные нотные издания оставлялись в употреблении.

 



 
PR-CY.ru