КИДОНИС Прохор - Страница 6

В главах 14–15 Прохор Кидонис приводит разные мнения, высказывавшиеся о Фаворском свете. Одни (подразумевается Варлаам Калабрийский) считают, что он был в воображении апостолов; другие (Прохор Кидонис имеет в виду Никифора Григору) – что это было чем-то вроде ветхозаветных теофаний, явленных посредством ангелов (аналогичные утверждения есть и в сочинениях Прохора Кидониса). Третьи считают Фаворский свет неким аллегорическим указанием на божество, как, например, апостол Павел называет Христа камнем. Наконец, четвёртые полагают, что этот свет был созданием, хотя и постоянным (вечным) как «образ невидимого божества». Но и это мнение Прохор Кидонис считает ложным, поскольку, согласно Дионисию Ареопагиту, Григорию Богослову и мнению всех христиан, не только Христос будет вечно таковым, Каковым был узрен святыми на Фаворе, но такими же будут и все святые, когда станут христовидными и «просияют, как солнце». Начиная с главы 16 Прохор Кидонис ставит своей целью изложить православное учение о предмете рассуждения. В длинном пассаже, в котором идёт речь о свойственных первому человеку добродетелях и о первородном грехе, унаследованном нами (здесь чувствуется влияние Августина Блаженного), о личных и природных добродетелях и грехах и будущем воскресении, Прохор Кидонис ничего не говорит о свете как свойственном первому Адаму. В главе 22 снова утверждается, что и грешники увидят Бога, хотя и по-разному, в меру своего неведения. Светлость праведников будет не в сущности Божьей, а природной, сотворённой Богом и соответствующей новому состоянию тел, тела же грешников будут тёмными наподобие их дел. Как во Христе мы исповедуем «много тварного, например, тело, душу и подобное», так и этот свет считаем тварным, соразмерным украшением (улучшением) тела, происходящим через душу и соразмерным её свету. Местом тел будет небо, а местом душ – упокоение в созерцании сущности Божьей. Из следующего затем объяснения Прохором Кидонисом святоотеческих цитат, приводимых последователями Паламы, особый интерес для исследователей представляет десятая цитата из сочинения Иоанна Дамаскина: «”Слава, происходя природно из божественной природы, стала общей и для тела из-за единства ипостаси”. Стало быть, если тот свет – слава, а слава, происходящая из божественной природы, нетварна, то, следовательно, тот свет нетварный». Ответ Прохора Кидониса: «На десятое (возражение) следует сказать, что не только слава, природно исходящая от божественной природы, стала общей и у тела, но и подверженность смерти и страстям, исходя из человеческой природы, стала общей и у божества. Ибо не говорилось бы, что распяли Господа славы (ведь Господь славы есть божество), если бы о (свойствах) человеческой (природы) не говорилось бы применительно к божеству Сына; и напротив, рождённое для нас дитя не было бы Богом, если бы (свойства) божества не были бы общими и у человеческой (природы) благодаря единству ипостасей. Таким образом, ничто не мешает, чтобы и телесная светлость была общей у божества Сына из-за человеческой (природы), и светлость божества была общей с телом Его из-за единства ипостасей. Тем не менее, ни эта не является оной, ни оная этой, но телесная светлость Христа существует через оную, в то время как тело испытывает божественное соразмерно самому себе».

 



 
PR-CY.ru