КИДОНИС Прохор

КИДОНИС Прохор (около 1335 – около 1370 гг.) – афонский иеромонах, богослов-антипаламит, переводчик. О Прохоре Кидонисе, младшем брате Димитрия Кидониса, исследователям известно очень мало – главным образом, лишь о последних годах его жизни благодаря сведениям, содержащимся в томосе 1368 г. Рано лишившись отца, Прохор Кидонис отправился на Афон, где был принят в число братии Великой Лавры. В первое время отношения его с Димитрием, занятым политической карьерой, были не очень близкими, но затем связь между братьями окрепла, о чём свидетельствует письмо Димитрия Кидониса губернатору острова Лемнос Георгию Синадину Астре в связи с поездкой Прохора Кидониса на остров для сбора пожертвований в 1363 г. Около 1363–1364 гг. Прохор Кидонис был рукоположён во иерея. По свидетельству Иакова Триканы, которое дошло в передаче Димитрия Кидониса, «философия его была украшением, данным Лавре от Бога». Доказательством этого служит его знакомство со схоластикой, в частности – с томизмом, на языке оригинала. Исследователи не сомневаются, что на формирование богословских взглядов и образование Прохора решающее влияние оказал старший брат. После того как 8 октября 1364 г. Константинопольским патриархом стал Филофей Коккин, он начал несмотря на обещание, данное Димитрию Кидонису), преследование антипаламитов. Патриарх поручил Иакову Трикане следить за делами, словами и мыслями Прохора Кидониса. В начале 1365 г. Димитрий Кидонис обращается к Георгию Синадину с просьбой походатайствовать перед императором об изгнанных монахах и о преследуемом брате. Согласно актам Константинопольского собора 1368 г., Прохор Кидонис был заподозрен в неправомыслии, так что многие афонские монахи прекратили из-за него общение с лаврскими насельниками. Дождавшись момента, когда императора Иоанна V Палеолога не оказалось в столице из-за поездки в Венгрию, патриарх Филофей отправил в конце 1365 – начале 1366 гг. письма игумену Великой Лавры Иакову Трикане относительно Прохора Кидониса. Вскоре на Афоне состоялись собрания с целью осудить догматические взгляды Прохора Кидониса. Патриарх Филофей получил соответствующие донесения: одно – от всех монахов-исихастов Лавры, переданное через иеромонаха Иосифа, другое – от игумена Иакова Триканы, подписанное всеми священниками и переданное иеромонахом Малахией и монахом Иовом. Лаврские монахи попросили патриарха Филофея прислать анафематизмы против Варлаама Калбрийского и Григория Акиндина, чтобы внести их в монастырский синодик в Неделю Православия. Прохору Кидонису пришлось 22 февраля 1366 г. прочитать эти анафематизмы и подписать их. В промежутке между маем 1366 г. и июнем 1367 г. митрополит Феофан Никейский получил указание произвести дознание в Лавре по обвинениям против Прохора Кидониса. Поскольку Феофан был занят другими делами, необходимые полномочия он передал Иакову Трикане. По мнению исследователей, в конце зимы – начале весны 1367 г. в келье Прохора Кидониса был произведён обыск, при котором были найдены сочинения еретиков (Варлаама и Акиндина), о чём было доложено патриарху; братия отказала в общении Прохору Кидонису, который, со своей стороны, написал патриарху, что возводимые против него обвинения являются несправедливыми и клеветническими, что он желает жить в уединении и молчании, и послал свои сочинения для доказательства того, что в них нет ничего неправославного. Однако у патриарха Филофея не было времени прочитать эти сочинения. Обращение в то же время Прохора Кидониса к императору оказалось безрезультатным.

 



 
PR-CY.ru