КЕНОСИС - Страница 6

Мысль о греховном состоянии Его человеческого естества как причине смерти отвергалась св. отцами категорически. Взаимосвязь естественности и добровольности уничижительного состояния Спасителя изложена Иерусалимским патриархом Софронием I в послании к Константинопольскому патриарху Сергию I, прочитанном и одобренном на одном из заседаний шестого Вселенского собора: «Он переносил боли, потому что Он дал, как и хотел, человеческому естеству время делать и терпеть то, что ему свойственно, чтобы преславное Его воплощение не было сочтено каким-нибудь вымыслом и пустым призраком. Потому что не по принуждению и не по необходимости Он принимал это, хотя и терпел это естественным образом и по-человечески, и делал и совершал по человеческим побуждениям... Таким образом Он добровольно и вместе естественным образом обнаруживал уничиженное и человеческое...». Воспринимая уничижение, страдания и смерть, возникшие из-за грехов человечества, Иисус Христос воспринял на Себя ответственность за грехи Своего творения. Как пишет Григорий Богослов, «мою непокорность, как Глава целого тела, делает Он Своею непокорностью. Посему доколе я непокорен и мятежен своими страстями и тем, что отрекаюсь от Бога, дотоле и Христос единственно из-за меня называется непокорным». Господь усваивает Себе уничижительные именования грешного человечества, но в переносном смысле: Христос «называется рабом только по наименованию, Сам не будучи им, но ради нас приняв образ раба и вместе с нами назвавшись рабом. Ибо, будучи бесстрастным, Он ради нас подчинился страстям и сделался слугою нашего спасения. В связи с этим Иоанн Дамаскин сформулировал учение о естественном (существенном) и относительном (личном) принятии свойств человечества божеством: «Естественное и существенное то, соответственно коему Господь по человеколюбию принял естество наше и все наши естественные свойства, действительно и истинно став человеком и испытав то, что принадлежит нашему естеству. Личное же и относительное усвоение бывает, когда кто-либо ради известного отношения, например, ради сострадания или любви, принимает на себя лицо другого и вместо него говорит в пользу его речи, к нему самому нисколько не относящиеся. Соответственно этому, Господь усвоил Себе и проклятие, и оставление наше, и подобное, что не относится к естеству, – усвоил не потому, что Он есть или соделался таковым, но потому, что принял наше лицо и поставил Себя наряду с нами». Таким образом, по относительному, личному усвоению Христос не только стал за нас клятвою (Гал. 3:13), но и сделался за нас жертвой за грех (2 Кор. 5:21), вознёс грехи наши в теле Своём «на древо» (1 Петр. 2:24), воспринял весь позор и бесчестие человеческого рода, чтобы Его смерть стала смертью за грехи всего мира. В таком смысле, по принципу личного усвоения, в церкви являются допустимыми и теопасхитские выражения, например: «Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего». Тема теопасхизма получила богословское раскрытие при обсуждении вопроса об общении свойств божества и человечества в Иисусе Христе (см. в ст. Воплощение, Иисус Христос). Состояние уничижения, воспринятое Господом, относится к земному периоду Его жизни – от воплощения до воскресения. После воскресения Он вместе со Своим человечеством пребывает в божественной славе.

 



 
PR-CY.ru