КЕНОСИС - Страница 11

Первые (Йоханнес Бренц и другие представители швабской школы) считали, что по человечеству Христос с первого момента воплощения обладал полнотой божественной славы, но имел её в скрытом от людей виде и сознательно не проявлял её. Отсюда делался вывод, что, по сути, нет различия между уничиженным и прославленным состоянием Иисуса Христа, ибо скрытое или открытое состояние славы не относится к существенным особенностям бытия Христа. Спецификой концепции «криптиков» было понимание человеческой природы как бесконечно распространённой сущности и потому способной вместить божество: natura humana capax est divinae. Получалось, что не Логос воспринял человеческое естество, а человеческая природа приняла в себя божественный Логос. «Кенотики» Мартин Хемниц и другие представители саксонской школы) возражали, что человеческая природа, будучи ограниченной (natura finita), не способна воспринять в себя бесконечность (infinitum) и полноту божества, поэтому Бог Сам ограничил Своё величие и славу. Только после этого человеческая природа, по мнению «кенотиков», была воспринята божеством, а не восприняла Бога, как учили их оппоненты, и стала инструментом Логоса. Соответственно «кенотики» принципиально различали состояния «уничижения» и «славы» в жизни Иисуса Христа. В XVII в. эта проблематика интенсивно разрабатывалась также тюбингенскими богословами. В XIX в. эти кенотические споры возобновляются и приводят к появлению в протестантизме новых кенотических теорий. Сторонники крайнего кенотизма (Христиан Томазий, Г. Франк, В.Ф. Гесс) учили, что Сын Божий ради воплощения изменил способ существования Своего божества, временно отказался от Своих божественных свойств: всемогущества, всеведения, вездеприсутствия и т.д., полностью подчинил Себя законам развития человеческой природы вплоть до бессознательного состояния в период младенчества. В их концепции человечество как бы поглотило, изменило божество для себя. Другое направление кенотизма (Исаак Август Дорнер) предлагало идею о постепенном самоограничении Слова и единении с человеком в соответствии с его развитием. И.А. Дорнер повторяет ошибки несториан, предлагая концепцию постепенного сближения божества и человечества без реального ипостасного единства, без полноты обожения, а значит, и без полноты спасения. В.Ф. Гесс, Г. Франк и Х. Томазиус входят в явное противоречие с халкидонским вероопределением о неизменяемости Бога по сущности в акте воплощения. Говоря о бессознательном состоянии Иисуса Христа, они идентифицируют понятия возрастания и совершенствования, тогда как, согласно святоотеческой традиции, Христос, возрастая, был совершенным человеком на всех этапах своего развития: совершенным младенцем, совершенным отроком, совершенным мужем. Под влиянием христологии Карла Барта кенотизм активно разрабатывался в протестантизме XX в. Кеносис является одной из важных тем экзистенциального богословия Пауля Тиллиха.



 
PR-CY.ru