КЕНОСИС

КЕНОСИС (лат. exinanitio – истощание, умаление, опустошение) обозначает в богословии уничижительное состояние, добровольно воспринятое Сыном Божьим при воплощении для спасения мира. Термин «кеносис» имеет новозаветное происхождение (см., например: Флп. 2:7). Кеносис характеризует всю земную жизнь Иисуса Христа и свидетельствует о великой любви Бога к человеку. Предельное уничижение Христа явлено в Его крестных страданиях и смерти. Неизменная верность воле Божьей, сохранённая Им во всех искушениях, стала основанием для преображения мира и создания Его Царства: «Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:9–11). В Ветхом Завете есть много свидетельств о кеносисе грядущего Мессии. В Книге пророка Исаии говорится, что большинство современников Христа соблазнится Его смиренным видом и образом жизни: «Он был презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис. 53:3). Пророк Исаия подчёркивает добровольность страданий Христа (см.: Ис. 50:6) и раскрывает сотериологический смысл уничижения Мессии: «Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижён Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:4–5). В псалмах тема кеносиса раскрывается через изображение будущих страданий и внутренних переживаний страждущего Христа на пределе человеческих сил, в глубокой личной скорби: «Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога моего. Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей... Поношение сокрушило сердце моё, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его, – утешителей, но не нахожу. И дали мне в пищу жёлчь, и в жажде моей напоили меня уксусом… А я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня» (Пс. 68:4–5, 21–22, 30; ср.: Пс. 21:7–9; 41:11; 87:2–10). У многих пророков предсказываются конкретные кенотические события в жизни Мессии: «...Тростью будут бить по ланите судью Израилева» (Мих. 5:1); «...отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, – высокая цена, в какую они оценили Меня!» (Зах. 11:12–13). Кроме прямых пророчеств ряд исторических событий в Ветхом Завете прообразуют будущее уничижение, страдания и искупительную смерть Мессии: убийство Авеля (Быт. 4:8), жертвоприношение Исаака (Быт. 22:1–18), продажа в рабство Иосифа (Быт. 37:28), жертвенное заклание чистых и непорочных агнцев, страдания праведника Иова и др. В Новом Завете формы глагола от «кеносис» используются пять раз (Рим. 4:14; 1 Кор. 1:17; 9:15; 2 Кор. 9:3; Флп. 2:7), но именно цитата Флп. 2:7 является ключевой для понимания христианского учения о кеносисе. Новозаветные свидетельства о кеносисе Христа согласуются с предсказаниями ветхозаветных пророков.

 



 
PR-CY.ru