КЕНОСИС - Страница 2

Согласно Евангелию, божественное достоинство Иисуса Христа было сокрыто под образом страждущего человека, а вся Его земная жизнь являлась смирением и чередой страданий: Он родился в пещере для скота, потому что для Его Матери, ожидавшей рождения Богомладенца, не нашлось места в гостинице в Вифлееме (Лк. 2:5–7); вырос в бедной семье плотника в послушании у родителей (Лк. 2:51); принял крещение от Иоанна Предтечи, желая совершить определённое Богом (Мф. 3:14–15); не имел земного богатства и славы и, совершая служение ради людей, «не имел, где преклонить главу» (Лк. 9:58; ср.: 2 Кор. 8:9); творя чудеса для других, не пользовался божественной силой для Себя (Мф. 26:53); многократно подвергался насмешкам, нападкам людей и дьявола, испытаниям и мучениям (Евр. 4:15; 5:7–8; Мф. 4:3–11); несмотря на все Его чудеса и благодеяния, Его оскорбляли, считали одержимым падшими духами (Ин. 7:20; 8:48, 52; 10:20), предполагая, что Он совершает чудеса с помощью нечистой силы (Мф. 12:24); в конце Его земной жизни ненависть к Нему со стороны иудейской знати, священников и учителей достигла такой степени, что по ложному обвинению Его заключили под стражу, подвергли пыткам и приговорили к публичной смерти на Кресте – самой мучительной и позорной (Мф. 26:3–27:50 и др.); после смерти и до воскресения душа Его находилась в аду (Мф. 12:40). Иисус Христос знал, что страдания – это Его путь, который Он призван пройти ради спасения людей: «Сыну Человеческому, как написано о Нём, надлежит много пострадать и быть уничижену» (Мк. 9:12). Он прошёл по этому пути, полностью осознавая Своё предназначение (ср.: Мф. 20:28). Крестная смерть принята Им сознательно и добровольно: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её. Имею власть отдать её и власть имею опять принять её» (Ин. 10:17–18). В течение Своей земной жизни только однажды перед тремя избранными учениками на горе Фавор и в той мере, насколько они могли вместить таинственное для них откровение, Христос явил Своё божественное величие и славу, засвидетельствовав тем самым добровольность Своего уничижения, чтобы, как сказано в кондаке праздника Преображения, когда узрят Его распинаемым, «страдание убо уразумеют вольное». Осознание божественного достоинства и смысла уничижения их Учителя пришло к ученикам только после Его воскресения и схождения на них Святого Духа. Наиболее полно учение о кеносисе Христа выражено в Посланиях апостола Павла. В Послании к Филиппийцам говорится, что уничижение не было отказом или временным удалением Иисуса Христа от Своей божественности. Он принял «образ раба», не переставая быть Богом: «Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:6–8). Христос принимает на Себя страдания согрешившего человечества. Сотериологический смысл самоуничижения Богочеловека в том, чтобы принести за грешный человеческий род безмерно великую жертву искупления: «...Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:4–5), и освободить людей от власти греха и смерти (см.: Рим. 8:3). Страдания Христа становятся залогом вечного блаженства для спасённого Им человечества: «Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8:9).

 



 
PR-CY.ru