КВАРЕНГИ Джакомо Антонио - Страница 10

У Дж. А. Кваренги есть несколько эскизов павильона или небольшого храма такого же типа (например, лист в библиотеке А. Маё в Бергамо). Центральное пространство, вписанное в кубовидный объём, расширялось за счёт угловых диагональных ниш и перекрывалось куполом. С двух сторон к нему примыкали одинаковые прямоугольные помещения, а другие, фасадные стороны выделялись четырёхколонными портиками, обрамляющими входы в павильон. Было несколько вариантов решения фасадов: с выделением центрального объёма по высоте и с общим антаблементом, объединяющим весь продолговатый блок здания. В углу того же листа в карандашном наброске архитектор продумывал вариант бескупольного покрытия центрального зала: обозначенный в плане крестовый свод должен был опираться по углам на четыре колонны или четыре пилона-выступа, как Дж. А. Кваренги сделал в трёх церквах в окрестностях Царского села (что он мог заимствовать из позднеантичной гробницы Церценниев). По мнению исследователей, композиционное сходство этих проектов, разных по назначению, масштабам и географии, столь близко, что не могло быть случайным. Как и с темой «двухъярусных ниш», вероятно, существовал творческий обмен между Дж. А. Кваренги и неизвестным строителем церкви в Удине либо общий источник вдохновения. Дж. А. Кваренги считал свой проект «Кофейного дома» удачным и выполнил несколько копий его плана и фасада, из которых в настоящее время исследователям известны три (два – в музее истории Санкт-Петербурга; один – в библиотеке А. Маё в Бергамо); проект был награвирован и издан сыном архитектора в 1843–1844 гг. в Мантуе. Частная тема паркового павильона, воплощённая в церковной архитектуре в подмосковном Удине, предстаёт одним из явлений важного архитектурного процесса – придворного строительства по императорским заказам, осуществлявшегося в том числе Дж. А. Кваренги. Сакральное значение таких церквей-«павильонов» проявляется в контексте «восстановления Античности», которое знаменует начало новой эпохи – ампира. Как и в случае превращения в раннехристианском Риме пиршественной залы (так называемой базилики) Юния Басса в церковь, такие «храмики» в русских усадебных парках становились воплощением духовной составляющей загородной жизни. Тема павильона, превращённого Дж. А. Кваренги в церковное здание с чертами палладианства, получила развитие в проекте церкви великомученицы Ирины в селе Волгове (ныне деревня Волосовского района Ленинградской области; 1813–1817 гг.). Это продолговатая постройка с симметричными объёмами алтаря и притвора. Вместо боковых портиков – простые ризалиты с термальными окнами второго света и тремя прямоугольными проёмами внизу, западный вход выделен дорическим табернаклем такого типа, как на западном фасаде церкви в Б. Пулкове. Сверху на западной стене сохранились остатки звонницы. Единственный купол – восьмигранный на низком глухом барабане, как и в Царскосельском павильоне.

 



 
PR-CY.ru