КВАРЕНГИ Джакомо Антонио - Страница 9

Дворец Юсуповых как бы выстроен вокруг виллы А. Палладио. Близкий пример такой композиции можно обнаружить в так называемой записной книжке Джулиано да Сангалло (кодекс Барберини), рисунки которой были предметом изучения и источником вдохновения как для ренессансных архитекторов, так и для их последователей в эпоху классицизма. Для исследователей очевидно, что в эпоху классицизма было известно, что А. Палладио введением на фасадах «цитат» из античных храмов и мемориальных сооружений придал господскому дому венецианской виллы сакральный смысл (это хорошо осознавали палладианцы в России, в том числе Дж. А. Кваренги). Таким образом, исследователи говорят не об «обмирщении» (профанации) церковной архитектуры в эпоху классицизма, но о сакрализации («освящении») светских зданий. В записной книжке Дж. да Сангалло есть изображение ещё одного важного памятника: располагавшейся на Эсквилинском холме так называемой базилики Юния Басса (331 г.), превращённой около 470 г., при папе Симплиции (468–483 гг.), в церковь апостола Андрея (Сант-Андреа-ин-Ката-Барбара). План этого продолговатого здания с апсидой и притвором, отделённым от основного пространства двумя колоннами, Дж. А. Кваренги использовал в трёх церквах близ Царского села. Подробный рисунок в книжке Дж. да Сангалло воспроизводит крупные арочные окна, расположенные между ними в два яруса мозаичные панно (или ниши) прямоугольной формы. Сходные черты имеют фасад виллы Форни-Черато и церковные проекты Дж. А. Кваренги. Декорация разрушенной к XVIII в. церкви апостола Андрея была известна исследователям по приукрашенной копии с рисунка Дж. да Сангалло, опубликованной в 1689 г. Среди выявленных недавно построек архитекторов круга Дж. А. Кваренги – церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Удине (Дмитровский район Московской области, 1789 г.), построенная по заказу князя И.А. Вяземского на месте бокового флигеля старого усадебного дома. Её сходство с парковыми павильонами проявилось после разборки старого дома и строительства нового к северо-западу от него. Исследователи считают характерной простую симметричную композицию церкви: низкий восьмерик, перекрытый пологим восьмилотковым сводом, поднимается над центральной частью продолговатого объёма, объединённого общим антаблементом. С запада, севера и юга фасады украшали неглубокие дорические портики. Прямоугольные притвор и алтарь были включены в единые очертания объёма церкви. Они имели поперечно ориентированные пространства благодаря характерной пропорции: глубина этих помещений (включая стены) соответствовала половине ширины церкви. Постройка напоминает проект для павильона в царскосельском парке, известного под названием «Кофейный дом» (определение, данное в издании 1843–1844 гг. сыном архитектора Джулио Кваренги), который Дж. А. Кваренги выполнил по заказу императрицы в начале 1780 гг. (как следует из подписи на чертеже фасада с парковым антуражем – музей истории Санкт-Петербурга). По проекту постройка гораздо крупнее церкви в Удине, но имела те же пропорции плана, четырёхколонные портики на боковых фасадах, центральное помещение с пологим восьмилотковым сводом на необычно низком восьмерике, который должен был опираться на тромпы, сформированные диагональными арками полукруглых ниш-экседр, как и в Удине.

 



 
PR-CY.ru