КВАРЕНГИ Джакомо Антонио - Страница 4

Церкви Смоленской иконы Божьей Матери в Б. Пулкове, Вознесения Господня в Фёдоровском посаде и Преображения Господня в Московской Славянке (все пострадали во время Великой Отечественной войны, разрушены на рубеже 1940 и 1950 гг.) были настолько близки между собой по композиции, организации внутреннего пространства и декору фасадов, что исследователи расходятся в атрибуции их проектов (Владимир Иванович Пилявский и Альбина Михайловна Павелкина), которые сохранились в нескольких вариантах. Все церкви имели простые кубические объёмы с единым пространством, перекрытым широким цилиндрическим сводом, и были покрыты четырёхскатными крышами без куполов или шпилей, только на западной стороне возвышались две симметричные колоколенки. Углы зданий для сдерживания распора сводов были усилены изнутри пилонами, что делало внутреннее пространство крестообразным. Боковые ниши (северная и южная) внутри также перекрывались цилиндрическими сводами одинаковой высоты с основным продольным сводом, на их пересечении в центре храма образовывался крестовый свод. Такая пространственная конструкция напоминала спроектированную Микеланджело римскую церковь Санта-Мария-дельи-Анджели (1561–1566 гг.) в центральном зале тепидария терм Диоклетиана или реконструкцию крестообразного в плане «храмика» из «Третьей книги архитектуры» Серлио (также у аббата Бернара де Монфокона, Пирро Лигорио) – гробницы семьи Церценниев (Черченниев) христианской эпохи. В пулковской церкви, как и в храме Микеланджело, интерьер освещался сверху через трёхчастные термальные окна в люнетах сводов. Дж. А. Кваренги не стал стеснять сравнительно небольшие интерьеры приставными колоннами: они стояли только в пролёте предалтарной арки, формируя алтарную преграду. На чертеже Преображенской церкви в Московской Славянке (1783–1787 гг.) показана коринфская колоннада иконостаса из трёх пролётов (две колонны и по две полуколонны у боковых пилонов), несущая антаблемент-темплон, который опоясывает изнутри церковь и полукруглую апсиду на уровне основания сводов. В одном из первых вариантов Смоленской церкви в Б. Пулкове, усложнённом четырьмя башнями по углам, такой же «византийский» иконостас был ионическим. На его «темплоне», подобно алтарной преграде собора Сан-Марко в Венеции, предполагалось разместить статуи в соответствии с числом колонн. Поскольку колонн было две, Дж. А. Кваренги предложил поставить над ними на антаблементе фигуры двух ангелов – провозвестников Воскресения Христова (Лк. 24:1–4; Ин. 20:11–12), был ли осуществлён этот замысел – исследователям неизвестно. На чертежах церкви Вознесения в Фёдоровском посаде иконостас не показан; исследователи предполагают, что он был задуман в виде лёгкой деревянной «стенки»-рамы с иконами, как в церкви Александровского царскосельского дворца, тоже построенного по проекту Дж. А. Кваренги. Устройство иконостаса в виде низкой алтарной преграды, колоннады византийского типа могло напоминать о классическом памятнике раннехристианской эпохи в Риме – папской капелле в катакомбах св. Каллиста времени папы Сикста II (257–258 гг.), где две коринфские колонны со спиральными каннелюрами поддерживали «одну мраморную перекладину, на которой горел светильник, и к которой сзади прикреплялась завеса».

 



 
PR-CY.ru