КВАРЕНГИ Джакомо Антонио - Страница 5

По мнению исследователей, фасады этих церквей были примечательными. В первоначальном варианте церкви в Б. Пулкове (по атрибуции В.И. Пилявского) по углам здания находились четыре башни-колокольни, так что получалась «четырёхбашенная» композиция типа базилики Сан-Лоренцо-Маджоре в Милане, на западном фасаде между ними предполагалось устроить двухколонную дорическую лоджию. Такую композицию, восходящую к гробнице апостола Иакова, брата Господня, епископа Иерусалимского, в Иосафатовой (Кедронской) долине близ Иерусалима имела также известная по «бумажной архитектуре» – в тетрадях Жана-Франсуа де Неффоржа (1757 г.) парижская церковь Сен-Филип-дю-Руль (1774–1778 гг., архитектор Жан-Франсуа Шальгрен). В проекте Дж. А. Кваренги главенство этой скромной паперти подчёркивалось отсутствием архитектурных элементов на стенах нижнего яруса башен, окна которых были обращены на боковые фасады. Исследователи находят знаменательным совпадение конструкции опор портиков проекта Дж. А. Кваренги и гробницы апостола Иакова: при трёх пролётах двум круглым колоннам соответствуют по бокам два аттических столба (квадратные колонны), как бы вырастающие из стены. В Б. Пулкове от этого портика отказались, но он был осуществлён в Преображенской церкви в Московской Славянке, согласно чертежу продольного разреза (Государственный музей истории Санкт-Петербурга). Исследователи полагают, что четырёхбашенная схема в силу дороговизны была отклонена заказчицей, и от первоначального проекта были оставлены лишь две башенки-колокольни. В здании яснее проявилась «греческая» тема, т.к. считалось, что именно греки (например, в монастырях Афона, по свидетельству Василия Григорьевича Григоровича-Барского) располагают колокола «по сторонам паперти» для лучшего распространения звука. Несмотря на восприятие в настоящее время этой композиции как «католической», на её непосредственную связь с греческой церковной архитектурой указывают многочисленные новогреческие храмы. В Преображенской церкви в Московской Славянке цилиндрические башни с круглым в плане основанием поднимались от карниза (такой же вид должны были иметь и колокольни пулковской церкви на проектном чертеже), имели арочные проёмы звона (по сторонам света) и сдвоенные ионические колонны на диагональных осях. Дж. А. Кваренги мог изучить и обмерить некоторые сохранившиеся древнеримские мавзолеи с подобными башенками. В осуществлённом виде пулковская церковь, судя по фотографиям начала XX в., получила более скромный вариант колоколен, которые предполагались и для церкви в Фёдоровском посаде (проект с фасадом, планом и разрезом – в Городской библиотеке имени Анджело Май в Бергамо): восьмигранные, без колонн, меньшие диагональные грани были оживлены двумя ярусами ниш. Покрытие этих колоколен было восьмилотковым в соответствии с их восьмигранным планом. По мнению исследователей, их формы связаны с конкретными античными памятниками, а также с проектами церковных зданий в «Пятой книге архитектуры» Себастьяно Серлио. Исследователи полагают, что происхождение «простой продольной» композиции ранних церквей Дж. А. Кваренги могло быть связано с античными образцами не только Рима, но и Венеции и Террафермы, где с XVII в. в усадебном строительстве преобладали небольшие часовни (оратории), которые нередко находились рядом с дворцом – продолговатый «домик» скромного вида, иногда с порталом на западе (или с сандриком над дверью) и двумя полуциркульными окнами на боковых стенах под самым карнизом.

 



 
PR-CY.ru