КВАРЕНГИ Джакомо Антонио - Страница 3

Творчество своего кумира А. Палладио, «тенью» которого он был прозван, Дж. А. Кваренги изучал в Венеции (1771–1772 гг.), где подружился с архитекторами-палладианцами Томмазо Теманцей и Дж. Сельвой. Он интересовался работами других архитекторов неоклассицизма (Шарль де Вайи, Клод-Никола Леду, Этьен-Луи Булле, Роберт Адам). В Венеции Дж. А. Кваренги познакомился с представителями английской аристократии; выполнил несколько проектов для Великобритании, например, проект капеллы замка Вардур для графа Генри Арунделла, в котором воспроизвёл раннехристианский тип храма, сочетавший ротонду в алтарной части и базиликальный неф. Такая композиция, сложившаяся ещё в начале IV в. (базилика Рождества Христова в Вифлееме), многократно воспроизводилась в позднем Средневековье в ориентированных на ротонду Гроба Господня в Иерусалиме западноевропейских храмах, построенных по обету крестоносцами. В то же время капелла стала воплощением нереализованного проекта А. Палладио для венецианской церкви Иль-Реденторе (1576–1592 гг.), которая задумывалась как центрическая. В процессе строительства капеллы в замке Нью-Уордур был осуществлён более простой вариант с квадратной алтарной частью, перекрытой низким куполом византийского типа, опирающимся на паруса. Затем Дж. А. Кваренги работал в Риме, в монастырской церкви Санта-Мария-ин-Кампителли, в 1775 г. создал проект музыкального зала Капитолийского дворца по заказу сенатора Аббондио Редзонико (осуществлён после отъезда архитектора в Россию). Дж. А. Кваренги стал известен в высших кругах римского и венецианского общества, и в 1779 г. по рекомендации корреспондента Екатерины II барона Фридриха Мельхиора Гримма был приглашён к императорскому двору. На основании пейзажей Дж. А. Кваренги и рисунков с видами сооружений Малой Азии, а также Бахчисарая исследователи считают, что во время путешествия в Россию он осмотрел древние памятники эллинизма и неклассической восточной архитектуры. Зимой 1779/1780 гг. Дж. А. Кваренги прибыл в Санкт-Петербург, где вскоре стал центром внимания столичного художественного круга, хорошее музыкальное образование сблизило его с музыкально-театральным сообществом. Приглашение Дж. А. Кваренги в Россию совпало с осуществлением в Царском селе (с 1808 г. – Царское Село, ныне Пушкин) «античных» строительных идей императрицы под руководством Чарльза Камерона. Среди первых заказов, выполненных Дж. А. Кваренги, – четыре церкви близ Царского села: в Б. Пулкове, Фёдоровском посаде (впоследствии село Фёдоровский Посад), Московской Славянке и Б. Кузьмине (1781–1785 гг.). Заказ императрицы Екатерины II на строительство церквей в дворцовых сёлах близ императорской резиденции исследователи рассматривают в контексте её увлечения «оживлением Античности», в этом случае исследователям становятся понятнее непривычные для русской архитектуры формы этих церквей, в которых Дж. А. Кваренги воплотил образ небольшого храма, ориентированного на раннехристианскую древность в представлении эпохи классицизма.

 



 
PR-CY.ru