КВАРЕНГИ Джакомо Антонио

КВАРЕНГИ Джакомо Антонио (1744–1817 гг.) – итальянский архитектор, декоратор и художник, мастер прикладного искусства эпохи классицизма, работавший в России. Родился в аристократической художественной семье; Дж. А. Кваренги готовили к священнослужению или занятию юриспруденцией (изучал богословие, философию, право), но против родительской воли он решил посвятить себя живописи. Учился в Бергамо у Дж. Раджи и П.В. Бономини, последователей Джованни Баттиста Тьеполо. В 1763 г. Дж. А. Кваренги приехал в Рим, учился живописи в студии неоклассициста Антона Рафаэля Менгса, затем – в студии С. Поцци, где под влиянием архитектора Бренны (по мнению исследователей, Винченцо Бренны, позже работавшего в России) увлёкся архитектурой. В 1767–1769 гг. Дж. А. Кваренги изучал архитектуру у позднебарочного архитектора П. Пози, позднее – в мастерской церковного архитектора А. Деризе – автора теории музыкальных пропорций в архитектуре, которой увлёкся Дж. А. Кваренги; вместе с Николо Джансимони рисовал и обмерял памятники античного Рима. Во время занятий Дж. А. Кваренги в мастерских Рима теория церковной архитектуры считалась важной частью архитектурного образования. Она давала широкие возможности для проектирования «идеальных» (совершенных) центрических и пирамидальных композиций, таким образом воплощая идею симметрии, лежавшую в основе архитектурного формообразования эпохи. Обучение проходило по трактатам античности (Витрувия) и Возрождения (Себастьяно Серлио, Джакомо Бароцци да Виньолы и Винченцо Скамоцци). Источником теоретических сведений об античном прообразе раннехристианских базилик были графические реконструкции построенной Витрувием базилики в Фано (например, перспектива её внутреннего вида работы Клода Перро, 1684 г.). Основные свойства базилики в Фано как «идеального» проекта во многом определили пути развития европейской церковной архитектуры в XVIII в. Пребывание в мастерской А. Деризе, благодаря которому состоялось знакомство Дж. А. Кваренги с автором трактатов по архитектуре Иоганном Иоахимом Винкельманом, позволило ему сформировать взгляд на архитектуру как на наименее подверженный изменениям вкуса (моды) вид искусства. Эти представления были наиболее актуальны для церковной архитектуры, как в силу её исторического традиционализма, так и предназначения быть выражением идеи времени, памяти и вечной жизни. По признанию Дж. А. Кваренги решающее влияние на него оказало знакомство с сочинением Антонио Палладио «Четыре книги об архитектуре», после которого он стал страстным приверженцем палладианства. Первая самостоятельная работа Дж. А. Кваренги была в области церковной архитектуры. В 1769 г. он получил от монахов-бенедиктинцев заказ на перестройку церкви Санта-Сколастика в Субиако близ Рима. Здесь архитектор смог решить сложную задачу реконструкции интерьера средневековой постройки. Идея такого строительства была сходна с рассуждениями французских теоретиков церковной архитектуры эпохи Просвещения о необходимости «улучшать» или «украшать» интерьеры готических церквей, чтобы придать им совершенство не только в отношении пространственно-светового воздействия на зрителя, но и в «деталях», которые следовало приспособить к классическим ордерным системам и таким образом приблизиться к идеальному облику раннехристианских базилик Античности.

 



 
PR-CY.ru