КАРЛШТАДТ Андреас Рудольф - Страница 8

Первоначально предметом дискуссии был вопрос об индульгенциях, а также связанное с ним учение о покаянии и отпущении грехов, однако вскоре в центре внимания М. Лютера оказался вопрос о папской власти, одним из проявлений которой, согласно католическим богословам, был выпуск индульгенций. Выступив в поддержку М. Лютера, А.Р. Карлштадт в мае 1518 г. издал направленное против И. Экка и других католических теологов сочинение под названием «370 заключений» («CCCLXX et Apologeticae Conclusiones»). В действительности это произведение А.Р. Карлштадта состоит из 380 пронумерованных тезисов, однако один тезис был пропущен; во время печатания трактата А.Р. Карлштадт добавил ещё 26 тезисов, которые были допечатаны с продолжающейся нумерацией, таким образом, фактически общее количество тезисов – 405. Уже первый тезис ясно свидетельствует об изменениях в богословском мировоззрении А.Р. Карлштадта: если серия из 151 тезиса открывалась учением об авторитете отцов церкви, то 405 тезисов А.Р. Карлштадт начинал с постулирования превосходства авторитета Священного Писания по сравнению с любым другим авторитетом: «Текст Библии, приводимый в качестве доказательства церковным учителем, имеет больший вес и значение, чем высказывание (самого) приводящего (этот текст)». Таким образом, авторитет отца церкви должен проверяться путём сравнения его взглядов с «учением Писания»; более того, авторитет текста Библии выше авторитета «всей Церкви». В следующих далее тезисах (13–101) А.Р. Карлштадт, ссылаясь на теолога и канониста Жана Жерсона (1363–1429 гг.), подвергал сомнению вероучительный авторитет Римских пап; утверждал, что как папы, так и Вселенские соборы могут впадать в заблуждение; излагал собственные представления о том, как следует читать Писание, чтобы правильно понимать его. Наиболее объёмная группа тезисов А.Р. Карлштадта была направлена против И. Экка и его учения о покаянии, о церкви и о свободе воли; здесь А.Р. Карлштадт продолжал опираться на идеи Августина Блаженного и повторял учение о тотальной испорченности человека и возможности спасения лишь по благодати. Полемизируя со схоластами, А.Р. Карлштадт отвергал мнение, что Бог лишь помогает человеку в совершении добра. По его утверждению, Бог сам творит всё добро, а человек лишь подчиняется Ему: «Бог есть Господь и Царь в нашей душе»; всё то, что делается не Богом, а самим человеком, есть зло. Таким образом, человек может получить отпущение грехов и спасение, только если он всецело подчинится Богу и отречётся от собственной злой воли. Полемизируя с И. Экком, А.Р. Карлштадт подвергал особой критике ссылки схоластов на этическое учение Аристотеля, обвиняя их в том, что они «извращают закон Христов при помощи аристотелевской нравственности», и предлагал краткое сопоставление, показывающее несовместимость аристотелизма и христианства. Завершаются тезисы пространным рассуждением о том, кто может считаться еретиком; по мнению А.Р. Карлштадта, ни папа, ни церковь не могут объявлять кого-то еретиком вследствие непризнания им каких-либо церковных установлений; ересью является лишь сознательное отвержение ясных слов Священного Писания. Как по тематическому содержанию, так и по безоговорочности размежевания с католическим вероучением тезисы А.Р. Карлштадта сопоставимы с лютеровскими сочинениями этого периода, а по ясности и строгости формулировок часто превосходят их.

 



 
PR-CY.ru