КАРЛШТАДТ Андреас Рудольф - Страница 6

В тезисах, которые по большей части являются дословными цитатами или парафразами изречений Августина Блаженного, А.Р. Карлштадт рассматривал традиционные для августинизма вопросы греха, благодати, спасения, оправдания, предопределения. Значительный интерес для исследователей представляют начальные тезисы А.Р. Карлштадта, посвящённые обоснованию авторитета отцов церкви, которых он в этот период противопоставлял теологам-схоластам. По словам А.Р. Карлштадта, «недопустимо отвергать изречения святых отцов»; если отцы в чём-то расходятся друг с другом, то избирать истинное мнение следует не произвольно и не опираясь на большинство, но «надлежит придерживаться того, что в большей степени подтверждается божественными свидетельствами или разумом». Значимость мнений отцов церкви, согласно А.Р. Карлштадту, должна оцениваться в зависимости от авторитета того или иного отца церкви; при этом наиболее хронологически поздние мнения отца церкви следует считать наиболее взвешенными и верными. Таким образом, А.Р. Карлштадт уже в это время подчинял авторитет отцов авторитету Священного Писания (= божественное свидетельство) и считал возможным производить своеобразный отбор «наилучших» отцов, опираясь на рациональные доводы. Излагая в тезисах учение Августина Блаженного, А.Р. Карлштадт подчёркивал все его элементы, направленные против утверждения о наличии у человека свободной воли, благодаря которой он может совершать добро, обратиться к Богу, заслужить спасение и т.п. Согласно А.Р. Карлштадту, без воздействия на неё Бога человеческая воля не способна ни к какому добру, поэтому спасение не может зависеть от исполнения человеком заповедей своими силами. Все люди с неизбежностью пребывают в грехе, из которого их извлекает лишь божественная благодать; её Бог подаёт избранным и предопределённым Им. Таким образом, «человек оправдывается не заповедями, (предписывающими) добрую жизнь, не законом дел, не буквой (Писания), не заслугами (своих) поступков, но верой (per fidem) в Иисуса Христа, духом, законом веры (legem fidei) и благодатью». Из всех сочинений Августина Блаженного, с которыми А.Р. Карлштадт познакомился в 1517 г., наибольшее влияние на него оказал трактат «О духе и букве» («De spiritu et littera»). Именно его А.Р. Карлштадт избрал в качестве материала для собственных университетских лекций, разбирая его содержание со студентами с начала 1517 г. до конца 1518 г. Воодушевлённый популярностью лекций, А.Р. Карлштадт решил опубликовать их; сочинение печаталось в несколько этапов с 1517 по 1519 гг. Комментарий А.Р. Карлштадта, озаглавленный им «В защиту божественной благодати» («Pro Divinae gratiae defensione»), в XIX в. считался утраченным, однако после 1904 г. исследователи обнаружили в библиотеках несколько экземпляров сочинения (в 1952 г. оно вышло в критическом издании). Хотя А.Р. Карлштадт собирался подготовить комментарий ко всему трактату Августина Блаженного, это намерение осталось неосуществлённым; в издании представлены его комментарии лишь к первым 12 из 36 глав трактата. В комментариях А.Р. Карлштадт предлагал обоснование богословских положений, обозначенных в 151 тезисе.

 



 
PR-CY.ru