КАРЛШТАДТ Андреас Рудольф - Страница 7

В центр обсуждения А.Р. Карлштадт поместил вопрос о том, может ли человек исполнить божественный закон, т.е. заповеди, данные Богом в Ветхом и Новом Заветах. Следуя Августину Блаженному, А.Р. Карлштадт учил о полном бессилии человека и о необходимости божественной благодати для исполнения заповедей, оправдания и спасения. Вследствие воздействия благодати человек перестаёт жить «под законом» (sub lege), т.е. под властью предписаний и запретов, и начинает жить «в законе» (in lege) или «самим законом» (ipsam legem vivit), т.е. воспринимает евангельский закон благодати как внутреннее содержание собственной жизни, проводимой в «любви к праведности». Рассуждая о Священном Писании, А.Р. Карлштадт придерживался августиновского взгляда на него и утверждал, что без действия благодати Писание является мёртвой буквой, которая может дать человеку некое знание о воле Божьей, но не может помочь ему в спасении. По мнению исследователей, важное значение имеет глава 11 комментария, в которой А.Р. Карлштадт подробно рассматривал католический культ святых, занимая в сравнении с последующим протестантским учением весьма умеренную позицию. Признавая и одобряя древнюю церковную традицию почитания святых, А.Р. Карлштадт обращал внимание на то, что они должны почитаться «как освященные, а не как освящающие, как оправданные, а не как оправдывающие», т.к. только при таком почитании культ святых не будет отождествлён с тем почитанием, которое приличествует одному лишь Богу. А.Р. Карлштадт считал недопустимыми обращения к отдельным святым с особыми прошениями, касающимися всевозможных мирских нужд; он отвергал католическое представление о святых как о распорядителях «заслуг» или «благ», замечая: «Всё, что имеют святые..., должно быть относимо исключительно к Богу». Не отвергая в целом почтительного отношения к реликвиям (см. ст. Мощи), А.Р. Карлштадт вместе с тем критиковал тех, кто больше почитают «кости» и «одежды» святых, чем «их книги и их учение». Таким образом, почитание святых, согласно А.Р. Карлштадту, должно состоять не во внешних культовых действиях, но в следовании их учению и в подражании их жизни. Хотя содержание тезисов и комментария А.Р. Карлштадта демонстрирует его полный разрыв со схоластической теологией, желание опереться на учение Августина Блаженного в споре со схоластами свидетельствует о том, что в этот период А.Р. Карлштадт ещё доверял церковной традиции и выступал лишь против «искажений» древнего христианского учения схоластами, но не против католической церкви как таковой. В отличие от М. Лютера, который делал особый акцент на критике церковных злоупотреблений и папской власти, А.Р. Карлштадт предпочитал сосредоточиваться на августиновской тематике благодати и спасения. Вместе с тем вследствие постоянного общения с М. Лютером А.Р. Карлштадт с 1517 г. постепенно всё больше вовлекался в антикатолическую полемику. После обнародования 31 октября 1517 г. М. Лютером «95 тезисов» в спор с ним вступил католический теолог Иоганн Экк (1486–1543 гг.), который стал на раннем этапе развития лютеранства его основным богословским оппонентом.

 



 
PR-CY.ru