КАППАДОКИЯ - Страница 49

Слева с молитвенно вытянутыми руками в сторону святого изображён названный в подписи эмир Василеос Гиоргюп. Справа – также поименованная, с моделью храма в руках главная заказчица Тамара. Она в длинном светло-зелёном платье и маленькой круглой шапочке, подвязанной красными лентами, из-под которой видны чёрные волосы и серьги. Василеос изображён в официальном придворном костюме – длинном восточном кафтане и с чалмой на голове. Вкладчики, вероятно, супружеская пара, греки-христиане. Василеос, очевидно, занимал высокий военный пост на службе у султана и поэтому не выступает столь открыто в роли ктитора, как его супруга. Надпись, сопровождающая композицию, сообщает, что церковь была расписана при султане Масуде II (1282–1304 гг.) и императоре Андронике II Палеологе (1282–1328 гг.). Таким образом, роспись исследователи датируют 1282–1304 гг. Фон фресок голубой, колорит росписи построен на сочетании нежных голубого, светло-зелёного, золотисто-охристого тонов, однако цвет изображений сильно искажён копотью. Композиции имеют пространственное построение, фигуры пропорциональные, с изящными руками и ногами, их кажущиеся неторопливыми движения переданы естественно. Особой красотой отличаются плавные линии рисунка и написанные в холодных тонах объёмно смоделированные лики. Стиль росписи, тяготеющей к более древним образцам, к эпохе комниновского расцвета византийского искусства, вместе с тем принадлежит к палеологовскому искусству своего времени. Это проявляется в подчёркнуто объёмной светотеневой моделировке ликов, трёхмерном построении композиций, реалистической выразительности и лирической интонации образов. Судя по многочисленным граффити, церковь особо почиталась и посещалась вплоть до XIX в. Её росписи свидетельствуют о том, что в Каппадокии была хорошо известна византийская художественная традиция XIV в. Недалеко от селения Джемиль, в 12 км к югу от Ургюпа, находится монастырь Кешлик. Этот древнейший из монастырей Каппадокии занимает большую территорию с многочисленными помещениями, с трапезной, с кухонными и со складскими помещениями, с просторным залом, с агиасмой и двумя церквами. Все постройки вырублены в скальных конусах. Вплоть до 1020 гг. монастырь был действующим. Одним из самых значительных памятников поздневизантийского искусства Каппадокии исследователи считают кафоликон св. Архангелов (архангела Михаила, конец XIII в.). Эта купольная церковь имеет большой нартекс со входом с южной стороны, две апсиды, два нефа.

 



 
PR-CY.ru