КАППАДОКИЯ - Страница 47

В небольшой по размерам Сюмбюллю-килисе («Церковь с гиацинтами», XI в.) в долине Ыхлара, являющейся частью монастырского комплекса, сохранилась роспись. Программа росписи и масштаб фигур вполне соразмерны небольшому помещению, роспись архитектонична, т.е. выявляет и подчёркивает архитектурные формы, создавая впечатление монументальности храма. Фрески написаны на голубом фоне, отдельные фигуры и композиции обрамлены неширокими красными разгранками. Пропорции фигур слегка вытянуты, позы и жесты грациозны, линии рисунка гибкие, объёмно-пластическая моделировка ликов выполнена с элементами светотени. В куполе в медальоне находится образ Христа Пантократора. В центре алтарной апсиды изображена стоящая Богоматерь с Младенцем Христом перед грудью («Никопея») с архангелами по сторонам. На стенах рукавов креста и в нишах расположены композиции «Благовещение Пресвятой Богородицы» (на южной стене), «Сретение» (в северной конхе), «Успение Пресвятой Богородицы» (в южной нише), «Распятие», «Три отрока в пещи огненной», святые Константин и Елена, Георгий Победоносец и Феодор Стратилат. Стиль фресок принадлежит к каппадокийскому варианту классического искусства средневизантийского периода, отличающегося изяществом и красотой форм, правильностью пропорций и естественностью в передаче поз и движения. Наряду с развитыми изобразительными циклами среди храмов этого времени исследователи встречают церкви, имеющие, главным образом, орнаментальную декорацию. Один из примеров такого типа – церковь св. Варвары в Гёреме, расписанная в XI в. Главным элементом декорации купола, арок и сводов крестово-купольного храма являются геометрические узоры, выполненные красной охрой, выделяющие архитектурные формы, а несколько образов написаны в скупой графичной манере в виде настенных икон: Спаситель на престоле в апсиде, великомученики Георгий и Феодор на конях, образы мучениц на северной стене. Такие же орнаменты в Сарыджа-килисе (XI в.), расположенной в скалах ущелья Кепез, недалеко от селения Мустафа-паша (Синасос). Мотивы орнамента просты: шашки, треугольники, розетки с мальтийскими крестами, сетки, которые известны во многих памятниках Каппадокии. Считалось, что после поражения при Манцикерте в 1071 г. в Каппадокии прекратились росписи христианских храмов. Так, Жерфаньон датировал все каппадокийские храмы до последней четверти XI в. Однако уже ему были известны церкви, росписи которых по надписям могут быть отнесены к XIII в.

 



 
PR-CY.ru