КАППАДОКИЯ - Страница 46

Конные воины, защитники веры, изображаются и в нартексах, и в наосах храмов (Кызылчукур-килисе, Чаклы-килисе в Гёреме, Кыркдамалты-килисеси в Белисырме), и на алтарной преграде (Дериндере-килисеси), и в алтаре (св. Василия в Гёреме). Вблизи Белисырмы, в левой стороне долины Ыхлара, находится Бахаттин-Саманлыгы-килисеси («Церковь гумна Бахаттина», освящённая во имя св. Константина (?), вторая половина X – начало XI вв.). Церковь имеет один неф, завершающийся алтарной апсидой. Неф перекрыт цилиндрическим сводом, который опирается на плоскую аркаду с пилястрами, образующую в стенах неглубокие ниши. Росписи покрывают поверхности стен и свода нефа и алтаря. Фрески сильно загрязнены копотью. В конхе алтаря изображён Спаситель на престоле с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом по сторонам. У подножия престола в медальонах – поясные изображения апостолов Павла (слева) и Петра (справа), молитвенно обращённых ко Христу. Спинка роскошно декорированного престола имеет лирообразную форму и завешена лёгкой белой тканью. На стене апсиды фронтально изображены святители, фигуры которых помещены под живописной аркадой на колонках. На своде в четырёх регистрах представлен подробный евангельский цикл, начинающийся композицией «Благовещение Пресвятой Богородицы». «Рождество Христово» выделено размером и помещено в люнете западной стены напротив алтаря. Композиции «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие», «Сошествие во ад» находятся в нишах на стенах. Некоторые святые изображены над пилястрами между арками. В росписи широко использованы орнаменты, декоративные панели, рисованные архитектурные детали: например, в сцене «Рождество Христово» омовение Младенца Христа помещено под декоративной арочкой на колонках. Жемчужные обнизи и драгоценные камни украшают одежду, предметы и архитектуру, ткани драпировок богато орнаментированы. Также богато украшены архитектурные элементы церкви – арки, пилястры. Фрески принадлежат к ведущему направлению средневизантийского искусства, ориентированному на лучшие столичные образцы. Правильные пропорции фигур, изящные линии, тщательная объёмно-пластическая моделировка, выделение форм тела под одеждой, естественное положение складок, подчёркивающих движение фигур, сложные позы и ракурсы свидетельствуют о выдающемся мастерстве художников, расписавших церковь.

 



 
PR-CY.ru