КАППАДОКИЯ - Страница 41

В восточной части северной стены находится изображение монаха без нимба, как полагают исследователи, ктитора. В апсиде – традиционное изображение Иисуса Христа на троне во славе, окружённого ангелами, и пророки: Исаия с серафимом (популярная в Каппадокии сцена «Видение пророка Исаии»), Иезекииль, Иеремия (сохранившуюся на троне Иисуса Христа надпись с утратами исследователи толковали по-разному): Жерфаньон, как выражение постиконоборческого периода: «Образ мал, но велик Тот, Кто несёт на Себе образ бесконечности. Чтите прообраз»; Д. Паллас дал вольное прочтение: «Хотя знак (креста) мал, страх (который он вызывает у демонов) огромен. Те, кто почитают знак (креста), почитают место (где он был найден)». Жоливе-Леви заметила, что лакуна в надписи не позволяет принять ни одну из предложенных трактовок, и дала свой вариант: «Невелик образ, велик страх, (который он вызывает); увидев образ, почитай место». По мнению исследователей, догматическая направленность живописных программ, внимание к теме Жертвы, искупления и суда характерны для росписей этого периода вне зависимости от художественного уровня исполнения и стилистических особенностей фресок. Расцвет византийского искусства в Каппадокии приходится на вторую половину X – XI вв. Военные успехи императоров Македонской династии, отвоевавших у арабов огромные территории на востоке, в результате чего плодородные горные долины Каппадокии оказались надёжно защищены, способствовали развитию не только экономики, но и монашеской жизни. В это время создаётся большое число ктиторских монастырей, служивших местом упокоения представителей знатных каппадокийских семей, судя по всему делавших в эти монастыри богатые вклады и украшавших стены храмов великолепными росписями. Самым значительным по количеству монастырей, размеру и красоте архитектуры скальных храмов, воспроизводивших изящные внутренние формы современной им наземной архитектуры, а также по богатству и великолепию фрескового декора является комплекс монастырей Гёреме. В 966–969 гг. в районе Гёреме (в 2,5 км на дороге на Аванос) была расписана фресками большая однонефная скальная церковь в Чавушине («Большая голубятня»). Её называют также церковью Никифора Фоки, поскольку в северной апсиде на восточной стене сохранился портрет этого византийского императора (963–969 гг.) в окружении семьи. Создание росписи связывают с победной кампанией Никифора Фоки, разгромившего в 965 г. в Киликии арабов и отвоевавшего города Мопсуестию и Тарс. Над императором изображено «Явление архангела Михаила Иисусу Навину». Эта сцена символически указывает на Божественное покровительство императору, военные деяния которого тем самым сопоставлены с библейским взятием Иерихона. Император, изображённый с крестом в руке, уподобляется императору равноапостольному Константину Великому. Ему покровительствует архангел Михаил, изображённый рядом. Военная тема продолжена портретами ещё двух героев победной кампании в Киликии – Иоанна Цимисхия и Мелиаса. Подобно популярным в Каппадокии изображениям св. всадников, они представлены верхом на конях в одном ряду с сорока мучениками Севастийскими.

 



 
PR-CY.ru