КАППАДОКИЯ - Страница 45

Композиции дополняются фигурками припадающих ктиторов. В апсиде Каранлык-килисе изображены два ктитора, припадающие к трону Спасителя. Погребальное назначение в каппадокийских храмах имеет обычно северное помещение (Авджылар-килисе), в Каранлык-килисе погребальные камеры находятся в притворе, в Чарыклы-килисе и Юсуф-Коч-килисеси – в наосе. Гробницы ктиторов устраивались обычно напротив северной стороны у входа. Их расположение соотносится с образом молящейся Богоматери в Деисусе. В определённой связи с Деисусом находятся и многочисленные изображения личных св. заступников. Не менее 75 изображений ктиторов в 27 каппадокийских церквах сочетаются с изображениями патрональных святых. Прежде всего, встречается архангел Михаил. В Каранлык-килисе он изображён с поднятым мечом, в Карабаш-килисе ктитор держится за ногу архангела. В Чарыклы-килисе фигуры ктиторов находятся рядом с Симоном Киринеянином, который держит крест. В Юсуф-Коч-килисеси фигуры св. воинов Прокопия, Димитрия, конных Георгия и Феодора написаны в традиции иконы. В церкви св. Георгия (XIII в.) ктиторы стоят рядом со св. воином, который, как змееборец, представлен ещё раз в люнете над дверью. Почитание св. воинов, небесных архистратигов Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила и др. и в одном ряду с ними великомучеников Феодора Стратилата, Феодора Тирона, Меркурия, Прокопия и Георгия Победоносца занимает в Каппадокии особо важное место, что нашло отражение в росписях. Фрески Каппадокии выделяются по количеству и значению этих образов в системе храмовой декорации (Эльмалы-килисе, Юсуф-Коч-килисе, Каранлык-килисе) среди других византийских памятников этого времени. Чаще других изображается особо почитавшийся здесь Георгий Победоносец, который, согласно Житию, родился в Каппадокии. В целом тема воинского и мученического подвига приобрела в Каппадокии, часто бывшей ареной военных действий, особую актуальность. Изображения конных св. воинов известны исследователям с ранневизантийского времени. Они восходят к античным образам героев и военачальников-триумфаторов. Подобные композиции символизировали победу над злом, воплощённым в образе дракона или воина. При этом фигуры побеждённого врага не всегда присутствуют в композициях. Изображения св. всадников часто размещались на наружных стенах храмов, имея охранительное, а возможно, и патрональное значение.

 



 
PR-CY.ru