КАППАДОКИЯ - Страница 48

Завоевание турками-сельджуками не означало прекращения создания византийских росписей в Каппадокии после XI в. и в поздневизантийское время, вплоть до захвата османами Константинополя в 1453 г. Христианское население Каппадокии имело в исламском государстве религиозные права, культурную независимость и духовно принадлежало к Византийской империи. Эти духовные связи многократно подтверждаются документально. Так, в надписи в Кыркдамалты-килисеси вблизи Белисырмы упоминается не только правящий султан Масуд II (1282–1304 гг.), но и византийский император Андроник II Палеолог (1282–1328 гг.). Оба имени правителей приведены также рядом в надгробной надписи из монастыря Акманастыр близ Коньи, где, кроме того, упомянут патриарх Григорий II, что позволяет исследователям довольно точно датировать эту надпись 1288/1289 г. Кыркдамалты-килисеси («Церковь под сорока стойлами», освящена во имя Георгия Победоносца, конец XIII в.) находится на левой стороне ущелья долины Ыхлара. Первоначальное посвящение великомученику Георгию и дата росписи известны исследователям из посвятительной надписи. Церковь имела погребальное назначение, о чём свидетельствуют многочисленные гробницы в полу и аркосолии; это следует и из граффити, оставленных на фресках. На сводах заметны следы копоти. Снаружи перед входом в церковь фрагментарно сохранилась фреска в нише с композицией «Чудо великомученика Георгия о змие». Святой сидит на белом коне, хвост которого завязан причудливым узлом, а под копытами в обе стороны изогнулся двухголовый змей. В конхе апсиды находился Деисус – от изображения сидящего на престоле Спасителя сохранились фрагмент лика и остатки надписи: «Жизнодавец» (?), справа – св. Иоанн Предтеча, архангелы Гавриил и Уриил (погрудно в медальоне). На стене апсиды – фронтальный ряд святых (священномученики Власий, Афиноген и архидиакон Стефан). Программа росписи включает цикл праздников: «Рождество Христово», «Преображение Господне», «Распятие», «Вознесение Господне», «Успение Пресвятой Богородицы», расположенные на потолке и стенах, а также отдельные образы святых, среди которых несколько раз представлен великомученик Георгий. Особое место занимает ктиторская композиция, расположенная между сценами «Успение Пресвятой Богородицы» и «Чудо великомученика Георгия о змие». В центре – великомученик Георгий в воинских одеждах, с копьём в правой руке и со щитом в левой.

 



 
PR-CY.ru